Гуляева Оксана Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Кэскил» с.Туора-Кюель
Таттинский улус
Республика Саха (Якутия)
«Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте».
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень экологического образования и воспитания дошкольников. В систему инновационной работы по экологическому воспитанию можно включить: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей – целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
Этот год в России объявлен Годом Экологии. В связи с этим у нас в районе и республике тоже проходят различные мероприятия. Наша группа приняла участие в республиканском конкурсе детских рисунков «Мы дети природы». Дети рисовали на тему о бережном отношении к природе и ее охране. На конкурс поступило 920 работ детей со всей нашей республики. По итогам работы жюри одна девочка с моей группы получила номинацию «Лучшее сочетание техник выполнения в рисунке». Также в рамках мероприятий, посвященных Году Экологии, мы участвовали на районном конкурсе смотра скворечников «Птицы наши друзья». По положению, в конкурсе принимали участие: ребенок, семья и воспитатель. Папа Нюргуна сделал и принес скворечник в группу. Мама Нюргуна покрасила основу и чуть нарисовала. Ну, а потом дальше я сама акриловой краской декорировала и расписала его. Приклеила декоративные листья и бабочек, сделала окна, оформила крышу. Получился очень красивый скворечник. Отправили в райцентр на конкурс. На выставке было представлено 50 работ. По итогам выставки жюри подвели итоги. И, к большой радости, наш скворечник получил номинацию «Самый сказочный скворечник».
Анализируя результаты работы, я пришла к выводу, что формирование у детей экологической культуры, наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умение целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Условия, которые были созданы в группе: уголок природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе. Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – жизни. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
Список литературы:
1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – с. 36-42.
2.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978
Материал из печатного сборника “Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”