Чертищева Марина Леонидовна
учитель-логопед
Чахчахова Екатерина Андреевна
старший воспитатель
Нестромненко Елена Владимировна
педагог психолог
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
В настоящее время гражданско-патриотическое и правовое воспитание – одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование гражданского общества и правового госу-дарства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского об-разования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в ду-ше каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это перво-степенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Современное понимание патриотизма характе-ризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания.
Чрезвычайно важно в аспекте воспитания гражданско-патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства.
Формирование будущего гражданина должно начинаться с до-школьного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.
Таким образом, гражданско-патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чув-ство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа.
Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско-патриотического и правового воспитания подрастающего поколения.
Осуществление работы по данному направлению обусловлено су-ществующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон РФ «Об об-разовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная док-трина образования в РФ.
Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе, республике, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Самое существенное в воспитании нравственных и гражданско-патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, свою работу построила в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаем важной частью своей проектной деятельности.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1999. – 215с.