Развитие речи дошкольников посредством нетрадиционных технологий

0
139

Котова Ольга Олеговна
воспитатель
МБДОУ д/с № 27
г. Белгорода

 

Очевидно, что в настоящее время речь детей становиться беднее. Употребление синонимов, омонимов и других частей речи при речемыслительной деятельности бывает не востребовано в детском лексиконе. Увеличилось количество детей с проблемами речевого развития, звукопроизношения. Всё это происходит из-за зависимости детей от телевизора, компьютера, нехватки общения с родителями. Следовательно, процесс развития связной речи является главной задачей речевого воспитания детей.

Благодаря речи, люди понимают друг друга, участвуют в совместной деятельности, познают мир. Речь помогает формировать взгляды и убеждения. Но для развития речи отведён очень маленький период: ранний и дошкольный возраст.

Работая с детьми, я анализировала их общение в свободной деятельности, речь во время различных организованных занятий и слышала несовершенство речевых высказываний, видела определённые речевые проблемы: речь детей состоит из простых предложений, бедна по содержанию, односложна. В диалогической речи многие дети не способны грамотно и понятно поставить вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ.

Большинство детей не умеют последовательно построить    монолог: пересказать текст своими словами, составить рассказ по теме или описать картину.

 Я сделала вывод, что детей надо учить грамматически правильной речи, расширять словарный запас. В работе по речевому развитию, наряду с традиционными, я стала использовать и нетрадиционные технологии и методы.

Используя технологии синквейна и мнемотехнических приёмов в работе с детьми по развитию связной речи, я отметила некую закономерность во взаимодействии этих двух технологий. Усвоение детьми создания нерифмованных стихов синквейн способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий о предмете, а также является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Таким образом, накопленный словарь способствует творческому составлению текста по мнемотаблицам, без труда заменяет абстрактные объекты образами. Следовательно, названные технологии способствуют эффективному развитию связной речи. Применяя в работе с детьми комплексное использование технологий синквейн и мнемотехники, я ставила в свой работе по развитию связной речи следующие задачи:

1.Введение новых слов в речь ребёнка с целью развития и обогащения у них словарного запаса.

2.Формирование диалогической и монологической речи детей посредством инновационных технологий синквейн и мнемотехники.

3.Разработать алгоритмы мнемотаблиц и стихотворного синквейна для использования в образовательной и свободной деятельности с детьми по развитию речи дошкольников.

Названные нетрадиционные технологии интересны детям присутствием в них игровых приёмов, основаны на применении детского творчества, предполагают самостоятельность в моделировании схем, составлении таблиц и т.д.

 Считается, что мнемотехника облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, так как позволяет предвидеть и образовывать дополнительные ассоциации, проводить учебный процесс в игровой форме. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной причиной является то, что ребёнок с помощью таблиц, мнемодорожек и т.д. в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, которые взаимосвязаны. А зрительные образы запоминаются детьми легче и быстрее. И когда необходимо припомнить по одному из образов нужный материал, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мы знаем, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления конкретных образов людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. И так как дошкольный возраст – это возраст образных форм, поэтому важно, чтобы в этом возрасте дети овладели образными средствами: сенсорными эталонами, различными символами и знаками (разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).

Этим приёмам предшествует работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» – пятистрочная строка нерифмованного стихотворения.

Схема составления синквейна:

  1. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (отвечает на вопрос кто? или что?)
  2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие существительное
  3. (отвечает на вопрос какая?, какой?, какое?, какие?)
  4. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы,
  5. (отвечает на вопрос что делал?, что сделал?).
  6. Четвёртая строка – предложение (фраза) из нескольких слов, показывающая отношение к теме, с помощью которой можно выразить смысл синквейна.
  7. Пятая строка – заключительное слово, связанное с первым отражающим сущность темы, которое характеризует весь синквейн.

что такое синквейн

 С использованием синквейна у моих детей произошло расширение и закрепление словарного запаса. Многие дети научились наглядно- графическому моделированию лингвистических единиц. Мне легко стало в подготовительной группе учить детей послоговому чтению и печатанию букв, строить грамматически правильные предложения.

После того, как у детей сформировалось понятие о слове, предмете, его признаках и действиях, я стала активно вводить новое слово в составление мнемодорожек, мнемоквадратов, мнемотаблиц, обозначать слово или предложение символом, который будет понят ребёнком.

Совокупность приёмов мнемотехники и синквейна эффективно решает познавательные, речевые, воспитательные, творческие задачи, умение детей кратко и точно выражать свои мысли, помогает лучше подготовить детей к обучению в школе.

В настоящее время существует множество методов и приёмов, которые можно применять при использовании мнемотехнологий и синквейна при обучении связной речи дошкольников:

  1. Метод проб и ошибок. Поняв задачу, ребёнок поочерёдно выдвигает идеи, оценивает их и если они ему не нравятся или не подходят, отбрасывает их и выдвигает новые.
  2. Метод синектики. Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
  3. Морфологический анализ. Цель метода выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли бы быть упущены.
  4. Метод фокальных объектов. Метод позволяет найти идеи новых оригинальных способов и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых слов или обозначений при работе с таблицей. Для этого выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.
  5. Метод контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов представляет собой специализированную форму опросников.
  6. Системный оператор. Метод помогает выделять части предмета, и видеть его в настоящем, прошлом и будущем.
  7. Метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад.

Целесообразны также и другие методы и приёмы при развитии связной речи дошкольников.

Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии. Благодаря системе в работе можно развивать, умственные способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Я уже сейчас веду работу по формированию навыков совместной учебной деятельности и буду её продолжать в дальнейшем. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел правильной связной речью, умел строить распространённые предложения, навыками рассказывания.

 

 

Материал из печатного сборника Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь