ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

0
140

Дедюкина Октябрина Семеновна
воспитатель
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Баягинская СОШ им. И.М Хатылаева
с. Баяга Таттинский улус
Республика Саха (Якутия)

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Уникальным средством обеспечения сотрудничества сотворчества детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта – это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУО способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в новых условиях.

материалы в печатный сборник 

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность является технологией развивающего обучения, а значит ориентирована на общее всестороннее развитие личности ребенка. Использование технологии проектной деятельности развивает педагога, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности, совершению профессионализма.

Цель данной технологии – формирование всесторонне развитой личности ребенка развитие свободной творческой личности ребенка, обладающей свободой выбора своих действий.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Задачи:

  • -Создание условий для осуществления разнообразных проектов и предметно-развивающей среды в ДОУ
  • -Формирование в ДОУ единого образовательного воспитательного пространства
  • -Разработка методического материала для реализации творческих проектов
  • -Привлечение и сотрудничество с родителями к участию проектной деятельности

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • -обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • -развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Целью в нашей педагогической деятельности является гармоничное развитие личности ребенка. В русле требований ФГОС этому необходимо уделять самое пристальное внимание. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» и раскрывать себя. Свою работу в ДОУ мы строим с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и регионального компонента. Основным методом в работе является педагогика сотрудничества. Каждый педагог нашего ДОУ строит свою работу на основе развивающего, индивидуально-ориентированного типа обучения и воспитания. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Девизом в общении и работе с детьми мы придерживаемся положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Пути дальнейшего развития диктуются местными условиями, особенностями социума, требованиями школы и родителей. Наш детский сад “Ньургуһун” работает по проекту «Успешная социализация дошкольников на основе этнопедагогики и философских идеях Б.Ф.Неустроева-Мандар Уус». Проект составлен с целью использования творческого потенциала наслега, славящегося своими мастерами национального шитья, кузнецами, ювелирами. Проект предполагает пробуждение в детях генетически заложенных предками способностей. Вовремя оказанное правильное воздействие на заложенные природные способности, задатки может дать очень хорошие результаты. Были организованы экскурсии в дом творчества «Мандар Уус» (Айымньы киинэ), встреча с Мандар Уус, кузнецами и мастерами шитья. Дети увидели, как происходит процесс работы. Работа может дать хорошие результаты, если ребенок будет не просто наблюдателем, но и участником в деятельности мастера. Также проводятся экскурсии, встречи.

Вторым важным шагом в работе является изучение генеологического древа каждого ребенка. Работа, предусматривающая  наследственные способности, природные задатки, ведется в циклах кружковой деятельности. Наша работа ведется с целью развития способностей, навыков и умений каждого ребенка, и главная цель заключается в социализации, гармоничного развития ребенка.

Являюсь соавтором инновационного проекта ДОУ «Творческая образовательная среда на основе этнопедагогических, философских взглядов Б.Ф.Неустроева-Мандар Уус, как залог успешной социализации дошкольников».

Разработала:

  1. Проект “Үнүгэсчээн”, целью которого является создание этнозоны “Саха алааһа”. Здесь дети знакомятся с бытом, особенностями национальной культуры, с семейными традициями и обычаями якутской семьи. Этнозона представляет собой уникальную среду для проведения якутских народных праздников и развлечений, таких как “Байанай күнэ”, “Таҥха оонньуулара”, “Эбээ таабырыннара”, якутские настольные игры и т.д.
  2. Авторские игры – настольные игры “Алааһым устун айан”, “Сибэккини хомуй”, “Сиэр-туом дойдутугар айан”, “Дьэдьэн хомуйуу”, “Сложи долганский узор”, “Быт народов севера – Хоту дойду олоҕо-дьаһаҕа”.

Итого можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ – это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.

Заключение:

Таким образом в проектной деятельности происходит формирование субьективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь