Нужно ли учить ребёнка играть

0
3524

Гущина Надежда Петровна
воспитатель
МДОУ д/с № 11 комбинированного вида
г. Валуйки Белгородская область

 

Современные дети: нужно ли учить ребёнка играть

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский.

 

Игра-слово магическое, оно завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства.

Для детей игра, которую принято называть спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

материалы в печатный сборник 

Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно содействовать с игровой оболочкой.

Играя – обучать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя- оздоравливать: яркой нитью проходит в процессе развития и воспитания в моей работе.

Игра – это единственный универсальный инструмент, который позволяет сохранить детям ощущение детства, их физическое и психологическое здоровье, социально адаптирует к жизни и при этом не отрывает детей от корней, от тех традиций, на которых воспитываются целые поколения.

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители или заняты, или не умеют и не хотят играть. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник – компьютерные игры. В большинстве случаев это стрелялки, смысл которых в уничтожении врага. Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочным эффектом видеоигр. Исследователи детских игр нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивают с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры.

А значит, нужно помочь детям, ведь игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из «Декларации прав ребёнка на игру», принятой международной Ассоциацией игр в 1977г.).

Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, было насыщено обучающими элементами. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени на занятия и игры с детьми. Родители иногда даже не знают, о чем можно поговорить с ребенком — общение сводится к вопросам: «что ты ел?», «как ты себя чувствуешь?», «почему ты плачешь?».

Одна из причин – отсутствие возможности передавать игровой опыт от старших детей к младшим. Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость. А если и есть, то родители боятся отпускать детей в силу разных причин.

Тем не менее, единственный язык, который даётся детям легко – язык игры. В игре малыши узнают мир и устанавливают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. У игры в этом возрасте очень много функций, поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей приводит к серьёзным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей.

Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один со взрослым, которые организуются мимоходом, т.е. по дороге в детский сад, в очереди в поликлинику, в машине.

Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры перестают быть похожими на игры их пап и мам. Попробуйте поиграть с детьми в «советский» магазин с очередями у прилавка, не электронными весами и подсчётом сдачи на деревянных счётах. Или обыграть им работу портного в ателье, в котором они никогда не были.

Нельзя не сказать о том, насколько от прежних игрушек отличаются современные. Во-первых, их очень много, поэтому ребёнку трудно не только выбрать то, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких игрушек и зайчиков, ребёнок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов.

Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками: это нельзя игнорировать. Необходимо менять всё – уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентировать в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, инновационными технологиями обучения и развития. С помощью игры развитие ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее.

Игра-средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, это прекрасный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игра-путь детей к познанию мира, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

Для достижения хороших и положительных результатов в своей работе я стараюсь всю работу проводить на образно-игровой основе, максимально приблизив тему знакомой ребёнку обстановки. Например, при проведении НОД на тему: «У кого какая мама»- я предлагаю детям построить детский сад для маленьких животных. Мамы-животные (коза, кошка, корова) приводят в детский сад своих детёнышей, а затем после нескольких игровых заданий забирают их домой. На таком занятии у детей развивается умение не только узнавать и называть детёнышей животных, но ещё раз убеждаются в том, что всех детей мамы забирают домой. Это создаёт им дополнительный психологический комфорт.

Особое место уделяется играм с дидактической куклой. Куклы участвуют в утренниках, развлечениях, на занятиях. Мы водим их в «супермаркет», «салон красоты», катаем на различных видах транспорта. Очень эффектно присутствие куклы во время одевания, умывания, приёма пищи.

Уже во второй половине учебного года, могу отметить, что дети охотнее играют вместе, договариваются об использовании игрушек, развёртывают небольшие пока сюжеты. Моё участие в игре теперь вполне естественно, малыши с удовольствием меня лечат, угощают чаем. К тому же я стараюсь перевести в современную игру все области развития, создавая в группе доброжелательную обстановку, положительный микроклимат. Вся ежедневная работа с детьми строится на образно-игровой основе, с использованием всех видов игр, пальчиковой, фонематической, дыхательной гимнастики, народного фольклора (песенки, потешки, шутки, прибаутки).

Очень хорошо воспринимают дети современные игры, сопровождаемые потешками в сочетании с движениями, и малыши с удовольствием выполняют все одновременно. Это и игры с пальчиками «Сорока-сорока», и прибаутки «Ладушки-ладушки», в которых я использую имена всех детей: «…маслом поливала, деток угощала: Кате два, Егору два, Насте два.», при этом своими руками касаюсь ладошек каждого ребёнка. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично. Игровые действия стимулируют память и речевую активность детей.

К концу года мои малыши, как правило, почти все говорят, к тому же видно насколько полученные знания восприняты, усвоены и перенесены в повседневные игры, в общение со сверстниками и взрослыми. Дети научились играть не только рядом, но и вместе. У большинства детей (81%) произошли положительные изменения нравственных представлений: доброжелательные отношения друг к другу, появилось чувство сопереживания друг другу, желание помочь.

И от того, что вошло в сердце и разум ребёнка из окружающего мира через игру, в решающей степени, зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относится к ним, вдумчиво, умело руководить ими. Играя, дети учатся жить!

Список литературы:

  1. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 3 – с. 74-80.
  2. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
  3. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  4. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
  5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  6. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7лет-М.: Мозаика-Синтез.2015. -128с.
  8. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ? ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. -М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006.-111с.

 

Материал из печатного сборника «Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь