Олар Ольга Васильевна
Каменева Алла Борисовна
Попитченко Юлия Павловна
воспитатели
МБДОУ- д/с комбинированного вида «Теремок»
п. Борисовка Белгородской области
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – НОЯБРЬ-2024
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Аннотация: Данная статья направлена на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями. Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных видах деятельности. Поэтому для успешной социализации детей является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», в столь быстро меняющемся социуме.
Ключевые слова: социализация, дети, здоровье, ограничение, ценности, мир, нарушения, задачи, семья, социум, доверие, деятельность, люди, развитие, условия, ребенок, сверстники, взаимодействие, препятствие, трудности.
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.В последнее время увеличивается число детей с (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов. Социализа-ция детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить опреде-лённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе
Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. [1]
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ указано, что в целях «реализации права каждого человека на образование» в ОУ должны быть созданы условия для получения качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ребенка. И одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», в столь быстро меняющемся социуме. Перед нами, педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны – создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему. Главной задачей социализации детей с ОВЗ является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с раз-ными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей, детский сад может оказаться практически единствен-ным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. [3]
Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контак-тов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничено. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональ-ных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же наоборот они слишком доверчивы и наивны. Это есть серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность социализации и роста. У этих детей ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость. фантазия. И эти проблемы можно решить через непосредственную образовательную деятельность – это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия дают ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом ин-тересов, желаний, возможностей. [5]
Ведущая идея для таких детей – создание комфортной среды обще-ния, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Основной задачей на занятиях, является воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к собственным достижениям.Она должна быть построена на развитие восприятия, мышления, развитие мелкой моторики, зрительно- двигательную координацию, внимание, память, интенсивно развивать речь, обогащать словарный запас, формирование грамматического строя речи. Достижению этого единства умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо, поскольку все это лежит в основе гармоничной социализации дошкольников с проблемами в развитии. [4]
Таким образом, творческий подход ребенка в жизни – залог его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, поэтому, мы педагоги приходим первые на помощь для выхода из тяжелой жизненной ситуации. [2]
Список литературы:
1) Акулова О.В. Образовательная область «Социализация. Иг-ра» / О.В. Акулова О.В.Солнцева. – М.: Детство-Пресс, 2020.
2) Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации / Кукушкина Елена Юрьевна. – М.: Сфера, 2019.
3) Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспита-нии детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008.
4) Соколова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: про-блемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Со-колова, Л. В. Калиникова. – М.: МГУ, 2015.
5) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, ра-ботающего с детьми с ОВЗ / Коллектив авторов. – М.: Владос, 2016.