Вовлечение родителей в процесс нравственного становления личности ребенка посредством проектного метода

0
1254

Зерщикова Инна Владимировна
Черноусова Людмила Анатольевна
воспитатели МБДОУ
детский сад № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную нравственную сферу жизни общества, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены. Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.

Воспитание ценностного отношения в семьях дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Но как показывает практика, не все современные семьи готовы создать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка. Причин для этого множество: утрата многолетних духовно-нравственных семейных традиций, отсутствие у родителей практического опыта формирования у ребенка нравственных качеств личности, излишняя компьютеризация в семьях, отсутствие духовной близости членов семьи и другие причины. В этих условиях общественные организации, в частности, детский сад обязан помочь молодым родителям выбрать правильный алгоритм действий.

Каждый родитель хочет создать условия для полноценного развития своего ребенка. И только 10% родителей честно признаются, что они не знают, как этого добиться. Но, к сожалению, в этом случае желаемое принимается за действительность. Как часто педагоги наблюдают картину общения родителя с ребенком, в которой взрослый просто отмахивается от проблем маленького человека, не пытается уважительно отнестись к мнению своего ребенка. Ребенок замыкается, вот тут-то и теряется эта тоненькая нить понимания и доверия между взрослым и ребенком. Так и идут по жизни: взрослые отдельно, дети отдельно со своими радостями, бедами, огорчениями, подчас тайнами.

Чтобы ненавязчиво помочь, подсказать молодым родителям, как правильно растить, воспитывать, общаться со своим ребенком в детском саду с первой младшей группы заработан проект «Моя семья». Чтобы лучше узнать проблемы семей воспитанников проводится в начале учебного года анкетирование, которое составлено совместно с психологом, потому что не каждый родитель готов открыто признать существующие проблемы, а подчас, и сам о них не догадывается. Все разработанные мероприятия проекта направлены на то, чтобы заинтересовать папу и маму вопросами воспитания ребенка, пополнить его знания, обогатить практический опыт.

материалы в печатный сборник 

Всегда в группах имеются семьи, обладающие своим богатым и успешным опытом воспитания детей. Именно на эти семьи в первую очередь опирается воспитатель в своей работе. Опыт таких же, как они сами родителей всегда интересен и поучителен. Поэтому первые мастер-классы в рамках проекта доверялись таким папам и мамам (в зависимости от темы).

Традиционные лекции и длинные консультации заменили короткими заметками, памятками, рекомендациями, адресованными как всем семьям, так и индивидуально.

В родительском уголке появилась необычная папка-передвижка с кармашками, в которые помещались небольшие буклеты с советами. Буклеты родители могли прочитать здесь же или взять себе. Темы таких рекомендаций подбирались по желанию родителей из анкетирования или предлагались педагогами. Взрослые узнавали об особенностях воспитания мальчиков и девочек, выбирали понравившиеся игры для проведения домашнего досуга, знакомились с маршрутами для отдыха в выходной день.

Для обратной связи с родителями существовала «Тайная почта», куда родители могли поместить не только вопросы, но и высказать претензии к работе педагога, помощника воспитателя.

Особое внимание педагоги уделяли вовлечению пап в образовательный процесс, в дискуссии. Руками пап совместно с ребенком изготовлены удивительные поделки для мам и девочек. И даже подготовлен небольшой концерт!

Не смотря на малый возраст дошкольников, в группе проводились совместные развлечения родителей и детей, где родители могли поучиться организации досуга со своим ребенком в выходные дни.

Ежемесячно в родительском уголке обновлялся фотоколлаж «Всей семьей», «Семейных отдых» и т. д.

Так постепенно, шаг за шагом налаживался доверительный диалог между семьей и детским садом, крепли доверительные отношения в семьях.

Поддержка молодых родителей педагогами в трудный период их родительства, когда забота о биологических потребностях ребенка постепенно вытесняется проблемой формирования нравственных качеств личности ребенка, позволила продолжить проект и на следующих ступенях дошкольного детства, вселив в души мам и пап уверенность в профессионализме работников детского сада.

Семейный коллектив, обретя устойчивый фундамент, будет обрастать уже самостоятельно традициями, присущими только данной семье, поддерживаемый педагогами детского сада, а в дальнейшем и школой. А чтобы школа смогла подхватить эстафету успешного семейного воспитания, каждая семья создала свое портфолио «Моя семья».

Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, – глубокие и сознательные.

Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Список литературы:

  1. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. «Детский сад и семья», Москва «Просвещение», 1981.
  2. Маркова В. «Нравственное воспитание в отечественной педагогике» Дошкольное воспитание, 2006г., №12.
  3. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей «Семь Я», Дошкольная педагогика, 2007г., №7.

 

Материал из печатного сборника Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь