Моргунова Любовь Николаевна
Мусина Алеся Николаевна
Шаталова Анна Юрьевна
Хайминова Ольга Сергеевна
воспитатели,
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Мы перед собой поставили следующую цель: вовлечь семью в единое образовательное пространство через создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и семьи, ориентированного на патриотическое воспитание дошкольников.
Это позволит решить нам следующие задачи:
- Воспитать чувства привязанности к своему городу, детскому саду, своим близким.
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине, культуре, традициям.
- Воспитывать чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Чтобы приобщить родителей к проблеме патриотического воспитания мы будем использовать активные формы и методы работы:
– анкетирование; тестирование;
– акции;
– консультации;
– вечера, развлечения, досуги;
– папки-передвижки;
– памятки, буклеты;
– использование коммуникативных ресурсов.
Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Но для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей, мы будем использовать буклеты, в которых помещаем практический материал.
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе был создан проект «Знаю, помню, горжусь», который был посвящен 79-летию победы. Целью создания которого послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предположило подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно – духовного начала.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение всего проекта мы будем организовывать разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Будет создана выставка рисунков; совместными усилиями будет оформлен альбом коллекции открыток; будут собраны документы и фотографий из семейных архивов об участниках войны, где дети рассматривали и показывали своих прадедов.
Дети и их родители будут участниками шествия «Бессмертный полк».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Делайте это при любом удобном случае, и родители отплатят вам тем же.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Литература:
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- 2.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко. Дошкольная педагогика . 2009. – №5 (54). – с. 6–8
- 3.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
- 4.Маханеева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Москва 2004.
- 5.Шепилова Н. А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шепилова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27 – 31.