Жизнь дана на добрые дела!

0
3332

Скурятина Лариса Николаевна
Брусенцева Валентина Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №63 «Машенька»

Жизнь дана на добрые дела!
мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений

 

Покинут, счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит!
Саади

 

Цель МК — демонстрация коллегам методов и приёмов, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка, посредством взаимодействия ребенка и взрослого в игровой деятельности.

Задачи МК:

  • повышение эффективности образовательной работы, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка – дошкольника посредством использования вариативных форм и методов игровой деятельности;
  • формирование осознанной мотивации педагогов в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для развития духовно-нравственных качеств детей в процессе организации игровой деятельности.

Методы и приёмы МК: проблемный, репродуктивный, практический, наглядный, «мозгового штурма», «прием перепутанных пословиц», совместного поиска решения.

материалы в печатный сборник 

Форма проведения: демонстрация опыта работы по теме, имитационные игры с участниками мастер–класса, моделирование и самостоятельное выполнение заданий.

Ожидаемые результаты МК: демонстрация и передача коллегам практического опыта по организации игровой деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

Образовательные ресурсы: материалы и оборудование для организации игровой деятельности, творчества участников; мультимедийная установка, презентация, социальный видеоролик «Равнодушие»; клубок желтых ниток для рефлексии.

Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Примечание: мастер–класс сопровождается мультимедийной презентацией. Выступающий демонстрирует самостоятельно методы и приёмы и позволяет участникам мастер–класса их практически апробировать.

Сценарий мастер–класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите Вам представить мастер-класс по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Сразу хотим обратить Ваше внимание на экран: видеоролик: «Равнодушие» – просмотр социального эксперимента. Вывод по эксперименту: более 50% людей прошли мимо.

Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что нравственные эталоны и нормы поведения закладываются в раннем детстве, а чистая душа ребенка является благодатной почвой, в которую педагог «сеет» семена добра, любви, милосердия.  И если эти качества не удалось сформировать в детстве, то результат вероятнее всего, может быть таким, как мы видим в социальном эксперименте.

Дошкольный возраст – самый эмоциональный и восприимчивый период детства. Именно в это время закладываются представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения. Развитие духовно-нравственных качеств ребенка с первых лет жизни в дальнейшем обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В поисках методов и технологий, нами были выбраны игровые образовательные технологии с использованием развивающих игр духовно – нравственной направленности. В данном направлении мы работаем уже более 15 лет, активизируя большой потенциал игры – как ведущей деятельности ребенка дошкольника.

Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в ходе работы – это с одной стороны, необходимость духовно-нравственного развития детей и, с другой стороны – стремление родителей как можно раньше научить детей читать и считать, говорить на иностранных языках, но мало кто занимается воспитанием души ребенка.  Как не печально об этом говорить, но мы наблюдали примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям.

Результаты начальной диагностики по уровню сформированности духовно-нравственных качеств у дошкольников, посредством наблюдений, бесед, рисуночных тестов показали, что не у всех дошкольников сформированы такие качества, как доброта сопереживание близким, умение проявлять милосердие, сострадание.

Руководствуясь в своей работе принципом, о том, что каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра обучающей, используем воспитательную роль игры в ходе разнообразных видов педагогического воздействия в течение всего времени пребывания детей в детском саду.  Для реализации поставленных задач нами был подобран комплекс развивающих игр «Добрый мир игры», в который вошли и авторские игры.

В процессе длительной работы с применением комплекса развивающих игр, нами были отмечены положительные результаты – 95% детей демонстрируют такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление оказать помощь, совершать добрые поступки.

Материалы из опыта работы по данной теме были отмечены призовыми местами в соответствующих номинациях различных конкурсов для педагогов и воспитанников.

Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим поделиться с вами некоторыми наработками. Предложенные нами небольшие игровые элементы, Вы сможете успешно применить в своей практике.

Имитационная игра

А начнем, мы, со знакомой всем Вам игры «Чудесный мешочек». Ваша задача – определить, на ощупь, одну из геометрических фигур, на которой написана определенная буква и, составить, по предложенной схеме слово, которое, поможет нам определить тему нашей дальнейшей деятельности.  Давайте проверим, что у Вас получилось.

Уважаемые коллеги, один из успешных приемов, используемых в нашей работе: прием мозгового штурма.

Давайте с Вами вместе поразмышляем: Доброта – это …

 – А как вы думаете, где живёт добро? Конечно, добро живёт везде, где совершаются добрые дела. Нам очень хочется сегодня предложить Вам построить Дом Доброты. Каждое вы­полненное задание- кирпичики нашего дома.

Вы говорили, что добро живёт в сказках, но все ли сказочные герои были добрыми?  Внимание на экран. Если вы увидите доброго сказочного героя, хлопайте в ладоши, приветствуя его, а если злого — то топайте ногами, прогоняя его прочь. Вы, молодцы, замечательно справились с заданием. (На экране появляется фундамент дома.)

Недалеко от нашего будущего дома растет дерево, но оно не совсем обычное (На экране шаблон дерева с кроной). Выберите любые яблоки. Если вы выбрали зеленое яблоко, – назовите доброе дело, которое можно сделать для своей семьи; красное – для людей с ограниченными возможностями или пожилых людей; жёлтое – для друзей. Дерево доброе приносит и плоды добрые (Назвав доброе дело, яблоко прикрепляется на дерево; на экране, возле «доброго дерева» появляется 1 этаж дома).

Уважаемые коллеги, таким практическим способом дети учатся думать не только о близких, но и о других людях, которые нуждаются в помощи.

А сейчас, давайте, немного потрудимся. Пальчиковая игра «Строим дом» (На экране появляется 2 этаж).

Оказывается, нам удалось прогнать в дремучий лес не всех злых героев, смотрите, в нашу книгу забралась вредная старуха Шапокляк и перепутала все пословицы о добре! Если мы соберем правильно все пословицы, то сделаем ещё одно доброе дело, давайте попытаемся их восстановить.

Молодцы, справились с заданием. (На экране появляется 3 этаж)

Данный «прием перепутанных пословиц», формирует у воспитанников умение размышлять, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, закреплять материал по нужной для вас теме.

Вы так чудесно справились с заданием, что солнышко, тоже захотело полюбоваться нашим домом доброты, давайте выберем для нашего солнышка лучики-ладошки с добрыми поступками. Молодцы!  (На экране появляется 4 этаж и крыша)

Благодаря вашим добрым делам, мы построили замечательный Дом доброты!

Моделирование

Уважаемые коллеги! А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить модель планирования одного дня в старшей группе, используя игры и игровые приёмы, направленные на формирование у детей духовно-нравственных качеств. Подберите наиболее эффективные варианты педагогического воздействия на детей по данным темам.

Надеемся, что использование полученных вами знаний об использовании метода моделирования по духовно-нравственному развитию старших дошкольников, посредством игровых приемов помогут Вам повысить эффективность образовательной работы.

Рефлексия

Педагог, каждый день «сажает» семена любви и добра в сердца наших воспитанников, которые взрастая, превращаются в цветущий сад.  И наша задача, чтобы этот сад, не только благоухал, но и приносил добрые плоды.

Коллеги, а сейчас нам хотелось бы узнать ваше отношение к нашему мастер-классу, используя игровое упражнение «Лучики добрых слов».

Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям
Улыбайтесь, это просто, лучик солнца – это Вам!

Если Вы считаете, что можете и готовы применять данные приёмы и методы в своей практической деятельности, обмотайте лучик солнышка вокруг ладошки 2 раза, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Педагог-мастер держит в руках желтый клубок ниток

передают клубок следующему, принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому и т.д.

Затем педагог-мастер разрезает нитку и отдает на память о встрече участникам мастер класса

Подставляйте солнышку ладошки,
собирайте лучики в карман.
А затем, с любовью, понемножку,
раздавайте близким и гостям!

Наше доброе солнышко предлагает Вам свой лучик, на память!
В заключение, педагог-мастер проводит игру с залом: «Доскажи словечко»

Если ближний, замёрз – согрей,
Если он не одет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он – напои,
Если он скорбит – утешай,
Если он заболел – навещай:
Ведь жизнь тебе дана – на добрые дела!

Уважаемые коллеги. В наших руках хрупкие детские души, от которых к нам, взрослым, тянутся нити доверия. И от того, насколько они крепки, зависит, удастся ли вам донести до ребенка понятия добра, нравственности, чистоты, милосердия.

Благодарим всех и спасибо за внимание!

 

Материалы научно-практического семинара  Организация работы по духовно-нравственному воспитанию  в современном образовательном пространстве ДОУ”

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь