Карепина Елена Анатольевна
воспитатель
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.
Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Особую роль в обеспечении прав ребенка играет его семья, в семье создается семейная атмосфера и выбирается способ воспитания. Взгляды родителей о воспитании детей связаны с их представлениями о жизненных перспективах. В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Мать и отец – первые учителя для своих детей, они влияют на развитие детской личности своим поведением. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь человеческого общества. Формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с семьей не возможна.
В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.
К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.
Работа с родителями по правовому воспитанию детей помогает установить доверительные отношения с семьями воспитанников, это дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии детей в семье. Так же в результате повышается правовая компетентность родителей.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Основные формы работы по правовому образованию родителей:
- родительские собрания;
- опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;
- анкетирование и тестирование родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- индивидуальные беседы с родителями;
- изучение и ознакомление родителей с основными документами по правам детей и обязанностям родителей;
- совместные мероприятия с родителями, их участие в выставках рисунков, лепки;
- использование библиотечки юридической литературы и наглядной пропаганды;
- изучение памяток для родителей;
- дни открытых дверей;
- круглые столы, лекции, беседы;
- обмен опытом по повышению юридических знаний и правовой культуры.
Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей. Правовая культура большинства родителей находится на очень низком уровне. Даже в обычной, нормальной семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
Для детей и взрослых права едины. Основная цель педагогов правовое просвещение родителей, задача воспитателей и родителей доступно объяснить права ребенку, донести смысл, опасность нарушения прав, но не исказив содержания. Только совместная работа родителей и воспитателей научит детей навыкам правового поведения.
Список литературы:
- Беличева С.А. Социально- педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. – М.: 2006.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. – М.:2006.
- Защита прав и достоинства маленького ребенка. – М.: «Просвещение», 2006.
- Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. 1997.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: 2011.
Материал из печатного сборника “Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”