Ключникова Елена Васильевна
Проскурина Наталия Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
В ходе наблюдений за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности и анализа её, педагогом была выявлена необходимость развития мелкой моторики. Поскольку у малышей была плохо развита зрительно-двигательная координация. Дошкольники быстро уставали, имели низкую работоспособность. Не у всех были сформированы навыки самообслуживания. Перед тем, как приступить к практической части своей работы, педагог изучила следующие положения: младшие дошкольники ощущают повышенную потребность в развитии мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки; продуктивная художественно-творческая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые благотворно влияют на развитие мелкой моторики; в изобразительной деятельности дошкольники проявляют творческую активность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и внимание, мышление и связная речь. Это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов. [1]
Практическая часть работы воспитателя проводилась в форме сотрудничества педагога и детей. Для этого был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников через художественно-творческую деятельность. Начиная с первой младшей группы, педагог постепенно реализовывала технологию развития мелкой моторики детей посредством изобразительной деятельности через ряд последовательных этапов: создания мотивации на приобретение художественно-творческих умений; ознакомления детей со средствами и способами развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности; творческого применения в продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики дошкольников педагог начинала с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, игры и упражнения, пальчиковые разминки, которые проводятся систематически («Гладим руки щёточками», «Прокатывание между ладошками мячиков, карандашей, фломастеров и т.д.). Особенно детям нравится пальчиковая гимнастика. Она обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев («Бутоны», «Бабочка», «Шагающие человечки», «В гости к пальчику большому…», «Моя семья» и т.д.) [2]
Использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать весёлые и эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повышает эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, педагогом в группе создана предметно-развивающая среда. В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Прекрасно оснащён уголок художественно-творческой деятельности. Подобраны наборы красок, фломастеров, цветных и восковых карандашей, акварельных мелков и мягкого пластилина. Шаблоны трафаретов по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеется цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, самоклеющаяся плёнка. В большом количестве нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки). Разнообразный материал для занятий с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: цветные салфетки, гофрированная бумага, фантики, природный материал, крупы и т.д. Весь материал, пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, воспитатель обогатил техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствовало развитию у дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости. [3]
Знакомя детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, педагог учит их держать палочку, кусочек поролона, другой, приятный на ощупь материал тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время деятельности. На протяжении двух лет педагогом ведётся работа по внедрению методики развития мелкой моторики рук и психических функций детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике салфеточной аппликации на клеевой основе. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, украшающей группу. («Бабочка и весна», «Первые подснежники» «Я родился!», «Желтые мимозы») Также большая роль воспитателем отводится обрывной аппликации. Детям предоставляется выбор цвета бумаги, фактуры. Педагог с воспитанниками обдумывает тему и придумывает сюжет. («Вечный огонь», «Галстук для папы», «Сказочные облака», «Пушистый цыплёнок», «Нарядное платье»). Художественная техника создания аппликаций очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Конструируя из бумаги различные работы, ребёнок находит им применение в играх, использует в повседневной жизни. Дети дарят свои шедевры родным, украшают с педагогом группу, приёмную. Основную деятельность дошкольников педагог связывает с обследованием предметов. Воспитанники любят играть с песком, рисуя на нём зигзагообразные и круговые движения, создавать отпечатки причудливых узоров на поверхности песка: солнышка, травки, зайчика, тучки, машины, обкладывать рисунки камешками, семенами. В деятельности, развивающей мелкую моторику, воспитатель нашла применение и крупам (гороху, манке, гречке, пшену и т.д.) Воспитатель предлагает дошкольникам дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания разных круп. Детям нравиться делать дорожку из гороха для колобка, солнышко из пшена и макарон, облака из фасоли, снег из манки и т.д. («Весёлый снеговичок», «Завтрак для птиц», «Солнышко и облака», «Выпал беленький снежок»). Такие упражнения увлекательны для малышей.
В самостоятельной деятельности воспитанники выкладывают узоры из бутылочных крышек, пластмассовых палочек, геометрических фигур и т. д. Дети упражняются, обводя квадраты, круги по контуру, трафареты всевозможных животных, птиц. Хорошей тренировкой для развития мелкой моторики пальцев рук является обведение готовых рисунков. С целью развития ручной умелости детей младшего дошкольного возраста педагог много времени уделяет такому творчеству, как пластилинография. Данная техника вносит новизну в деятельность малышей, делает работу с пластилином более увлекательной и интересной. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» забавных животных, морских обитателей, природу. («Любимое животное», «Рыбка в аквариуме»). Особое внимание педагог отводит индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его возрасту, настроению, желанию и возможностям. Есть дети, которые плохо ощущают своё тело, долго сидеть не могут, устают. Воспитатель постоянно в контакте с ребёнком. Игровые задания, благодаря которым рука ребёнка становилась более гибкой, послушной глазу, были добровольными, а результат обсуждался только положительно. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Поэтому педагогом составлен перспективный план работы с родителями, в котором разработан цикл мероприятий по теме опыта.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала хорошие результаты: повысился интерес дошкольников к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребёнка на свой, более высокий для него уровень развития; у родителей сформировалась потребность принимать активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.
В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 2009. – 424 с. - Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
- Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 255 с.
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Материал из печатного сборника “Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”