Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с природой

0
3533

Иванова Людмила Ивановна
Смолина Светлана Валентиновна
воспитатели
МБДОУ ДС №72 «Акварель»

 

Использование игровых технологий
при ознакомлении дошкольников с природой

 

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, новых технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начинали учиться в школе. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники познают окружающий мир, мир природы, занимаются экспериментированием, сравнивают и делают выводы, решают логические задачи. Играя, они осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой) заключается в том, чтобы погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природы.

При ознакомлении дошкольников с природой, применяются различные игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В процессе игр закрепляются представления детей о животном и растительном мире, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию осознанно-правильного отношения к природе и ее богатствам. Такие игры направлены на развитие экологических знаний и представлений, воспитание осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий, которые формируют осознанно-правильное отношения к природе: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Что где растет», «Лесные хоромы», «Лесная азбука», В мире животных». «Домино: «Во саду ли, в огороде», «Лесные жители», «Грибы», «Птицы», «Цветы». Энциклопедии, познавательная литература природоведческого характера, книги о растительном и животном мире края, экологическая азбука для детей «Животные», «Растения», «Жизнь морей и океанов».

игровые технологии в ознакомлении с природой

Занимательный материал служит средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха, способствует развитию мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению экологических знаний, доступен. Дети пользуются им, самостоятельно выбирают понравившуюся книгу, энциклопедию, игру, играют, получая при этом новые знания, ответы на интересующие вопросы, новые впечатления и удовольствие.

Рекламное сообщение     

В своей работе используем игровые обучающие ситуации, что значительно повышает интерес детей и способствует успешному усвоению знаний о природе. Например, использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов, воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», «Дюймовочка» и др., содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. Чтобы игровая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполняла дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой ситуации воспитатель выполняет две роли – куклы и собственную. Например: при ознакомлении с луговыми цветами приходит фея цветов, и дети рассказывают о цветах или в форме диалога беседуют с феей. Дети при такой игровой ситуации получают знания о том, что цветы кормят бабочек и пчел, а пчелы из цветочного нектара делают мед, о том, что есть лечебные цветы, из которых делают лекарства. От имени феи цветов используем лэпбук, с помощью которого вспоминаем о секретах каждого растения.

Еще можно использовать игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия в данном случае – это собирательное название различного рода игр и посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую выполняет воспитатель.

Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе используем не только сюжетно–ролевые, но и все другие виды игр. С малышами проводим очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы, знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, игра –«Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «Чудо цветок», «Зимние запасы», «У медведя во бору», «Небо. Земля. Вода», «Зайцы и волк», «Гуси – гуси» и др.

В своей работе так же используем словесные игры. Например, «Закончи предложение» – воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…». Или игра – «Что бывает желтое?», «Да – нет», «Летает не летает?», «Что бывает зимой?» и др.

Через применение такого рода игровых технологий осуществляется уточнение, обобщение и закрепление у детей знаний о флоре и фауне, о природе родного края, о жизни и среде обитания представителей животного и растительного мира, о птицах, обитателях морей и рек, лесов и лугов, гор и степей, тайги и тундры.

 В работе используем вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?». Поиграем в игру «Острый глаз». «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?». Такие вопросы-задачи ценны, прежде всего, тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, выделять простейшие связи и отношения. При уходе за растениями, во время дежурства в уголке природы, во время посещения «Зимнего сада» дети измеряют рост растений, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер.

Работа детей в уголке природы, цветнике также дает богатый материал для закрепления знаний о растениях, благоприятных условиях для их роста и развития, способах ухода за ними. Таким образом, единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит из применения методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Поэтому любые игровые взаимодействия помогают установить контакт, сближают, открывают доступ к самым глубинным тайнам детской души.

 

 

баннер-лайк

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь