Заздравных Инна Ивановна
Кузнецова Елена Ивановна
воспитатели
Крутько Анна Ивановна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №40 «Золотая рыбка»
Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через экологические проекты
в условиях реализации ФГОС
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский [5 с.268] видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский [9 с.367] был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание дошкольников – в настоящее время становится одним из приоритетных. Программы и методики гласят, что цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли при этом его знания, приобретают качество системности. Возрастают возможности операционной стороны интеллекта. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Таким образом, чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизнью.
Беседы с дошкольниками, родителями, показали неустойчивые отношения детей к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дошкольники по собственной инициативе не проявляли желания общаться с живыми существами. Они в целом понимали, что нельзя наносить вред объектам природы, но не понимали почему. Одних детей следовало научить радоваться встрече с природой, проявлять элементарную любознательность, вступать в активную защиту живого, с помощью взрослого, других – пытаться поправить последствия неправильных действий.
Целенаправленное планирование экспериментально–исследовательской деятельности способствуют овладению детьми практическим опытом, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Первоначальным звеном в воспитании осознанно-правильного отношения дошкольников к природе, является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания; изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Спецификой системы является ее построение на конкретном, ограниченном по выбору материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.
В работе над экологическим воспитанием применялись различные формы и методы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников: метод проекта, систематизированное наблюдение, фиксация наблюдения, проведение опытов, экспериментов. Моделирующая деятельность включала в себя использование предметно-схематических и графических моделей. [7 с.48]. В работе использовалось направленное общение, труд в природе, игры с перфокартами, и работа с мнемотаблицами. Формы: непосредственно образовательной деятельности познавательного характера, экологические экскурсии. Были организованы различные экологические выставки: «Волшебный мир камней», выставка рисунков «Чистый город», поделок из природного материала. В качестве презентации проектов организовывались развлечении «Зеленая аптека», «В гостях у липки». Читали и сочиняли сказки. Игровая и изобразительная деятельности позволяют отразить эмоциональное переживание ребенка, связанное с восприятием природы и ее познанием.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь проектной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Проектная деятельность [8 с.98] позволила интенсивно развить интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Ж-л «Дошкольное воспитание», No 2 за 2014 год Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г 3 1155
- Аксенова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольника/ З.Ф. Аксенова.- М.:ТЦ Сфера,2008.-128с.
- Бондаренко.Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет/Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ЧП ЛакоценинС.С., 2007.-159с.
- Дыбина О.В. Неизвестное рядом/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
- Коменский, Я. А. Сочинения / Я. А. Коменский. – Москва: Наука, 1997. – 476 c. : ил. – (Памятники философской мысли)
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Пособие для воспитателей детских садов/Л.П.Молодова.- Мн.: «Аскар», 1999.- 128с.
- Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении/С.Н. Николаева. – М.: Новая школа,1993.-63с.
- Тугушаева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста /Г.П.Тугушаева, А.Е.Чистякова.- СПб.: Детство-пресс,2007.-128с.
- Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии (продолжение) / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 544 c.