Формирование патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента

0
147

Пименова Светлана Викторовна
Пименова Юлия
Перцева Светлана Петровна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

 

Формирование патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента

В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, обладающих твердой гражданско-патриотической позицией, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их.

В Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы одним из приоритетов развития образования является духовно-нравственное воспитание: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.

В Концепции воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в образовательных учреждениях специальной работы по нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Новые требования к системе дошкольного образования нацеливают педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников, формированию их патриотических чувств.

Работа в данном направлении будет проходить эффективно при введении в образовательный процесс регионального компонента. Введение в образовательный процесс с дошкольниками регионального компонента определено ФГОС ДО и ООП ДО.

Однако, при введении регионального компонента в образовательную деятельность с дошкольниками по формированию патриотических чувств, возникают следующие противоречия:

  • между традиционным подходом к содержанию и организации образовательного процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования;
  • между объективной потребностью в формировании патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
  • между необходимостью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста через введение в образовательную деятельность регионального компонента и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента.

Диапазон опыта представлен системой совместной деятельности (педагог – дети – родители) и самостоятельной деятельности дошкольников по формированию патриотических чувств у детей в ходе реализации регионального компонента посредством педагогических проектов.   Новизна опыта состоит в создании системы применения проектного метода в ходе реализации регионального компонента по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Целью данной работы является повышение эффективности образовательной деятельности по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста через введение регионального компонента.

Образовательную деятельность по формированию патриотических чувств у дошкольников через введение регионального компоненте педагоги строили на основе разработки и реализации педагогических проектов. Тематику и содержание  педагогических проектов разрабатывали с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада.

Проекты были долгосрочные: их длительность составляла один учебный год. Автором опыта были разработаны три проекта. Проект «Моя малая Родина» (реализовывался с детьми средней группы) направлен на духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников, формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. При реализации данного проекта были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений. Дошкольники принимали участие в сельских праздниках, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отражали в рисовании, конструировании, изготовлении поделок.

В процессе реализации проекта «Культурное наследие» (реализовывался с детьми старшей группы) была организована работа по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами традиционной культуры родного края. Организуя мероприятия в рамках данного проекта, педагоги использовали различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение  музеев и прочее. Для закрепления приобретённых знаний педагогами совместно с детьми и родителями в рамках проекта  были подготовлены и проведены праздничные мероприятия: «Масленица», «Пасха», «Весёлая ярмарка». Совместная деятельность детей при подготовке к праздникам создавала общее эмоциональное переживание, дети оказывали помощь друг другу при выполнении заданий, вместе переживали неудачи и радовались успеху.

Проект «Гордость села» (реализовывался с детьми подготовительной группы) был направлен на систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме. Цель проекта дать научно–достоверные знания об истории села, о жителях, о достопримечательностях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село. В ходе реализации проекта воспитателями совместно с детьми и родителями были проведены мероприятия: развлечения «Путешествие в прошлое» «Колесо истории», праздники «День Победы», «Сельские истории».

региональный компонент в образовании
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Федосеевка Храм этот построен в селе Федосеевка Старооскольского района Белгородской области на средства прославленного российского единоборца Фёдора Емельяненко

Методика работы с детьми в рамках реализации проектов была построена на основе деятельностного подхода, что является актуальным в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музейную педагогику – одно из самых действенных средств. Знакомство с коллекциями музеев, с экспонатами оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Педагогами совместно с детьми была организована и проведена экскурсия в школьный музей «Боевой славы». В музее  дошкольники узнали о мужестве и храбрости воинов, защищавших нашу страну, познакомились с подвигами наших земляков – Героев Советского Союза, чьими именами названы улицы села. Дети увидели реальные вещи времен войны, фотографии военных лет, письма. Данное мероприятие способствовало воспитанию у дошкольников гордости за односельчан-героев.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.

В ходе педагогического проекта дети, совместно с педагогами, посетили выставку работ местной умелицы Михайлушкиной Марии Григорьевны, где познакомились с куклами, искусно связанными рукодельницей из пряжи и сшитых из ткани.

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в патриотическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей.

В ходе проведенной работы дети научились не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям; у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о детском саде, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей; они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран; проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагог – родители». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с воспитателем, родители  – готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей.

Таким образом, опыт работы показал, что формирование патриотических чувств через введение в образовательную деятельность регионального компонента в ходе реализации педагогических проектов актуально на сегодняшний день.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь