Использование приёмов артпедагогики при создании мультфильмов в детском саду

2
2201

Черникова Юлия Александровна
Ильченко Валентина Дмитриевна
воспитатели
МАДОУ ДС № 11 «Звёздочка»
Старооскольского городского округа

 

В настоящее время в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка, поэтому особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольнику было комфортно в образовательной ситуации. Для достижения данной цели педагоги дошкольных учреждений активно используют методы артпедагогики.

Артпедагогика — это инновационное явление, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства.

Одним из эффективных практических приёмов артпедагогики, на наш взгляд, является создание дошкольниками мультфильмов. Данный процесс помогает раскрепостить детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творческий потенциал, укрепляет их собственную позицию. 

На базе детского сада в 2013 году была оборудована анимационная студия «Юный мультипликатор» и написана парциальная образовательная программа с одноименным названием.

На примере создания мультфильмов рассмотрим некоторые из принципов арт-педагогической технологии.

Рекламное сообщение     

Первый этап в работе над мультфильмом – это создание сюжета.

Почти всегда дети сами сочиняют какую-либо историю, либо за основу берут известные, но вводят новых персонажей или меняют концовку. Этот вид деятельности способствует самовыражению, дошкольников, коммуникабельности, творческому воображению и, самое важное, помогает снять эмоциональное напряжение. Таким образом, реализуется один из принципов артпедагогической технологии – принцип самовыражения и спонтанности.

Например, в ходе работы над первым пластилиновым мультфильмом «Курочка Ряба» дети не раз переосмысливали поступки героев, придумывали различные варианты развития сюжета. В начале было предложено просто передать содержание русской народной сказки, но в результате творческих высказываний детей было решено изменить сказку, сосредоточив главную идею на переживаниях курочки. Мультфильм получил новое название «Курочка Ряба, или Сердце матери», а сюжет претерпел значительные изменения. Дальнейший опыт показал, что нередко снятый мультфильм значительно отличается от первоначального замысла.

Историю «Откуда берутся дети» дошкольники придумали от начала до конца самостоятельно, проявив нешуточную фантазию и чувство юмора. Хорошее настроение не покидало детей при работе над этим мультфильмом.

Второй этап – разработка и создание персонажей, декораций.

На этом этапе наиболее наглядно проявлялся еще один принцип артпедагогики – принцип творчества. С каждым новым мультфильмом описания персонажей дошкольниками становились все более детальными, а создаваемые ими герои – более выразительными.

При создании рисованного мультфильма «Кит и павлин» дети даже обращали внимание на мимику персонажей (павлин моргал и расширял глаза, кит улыбался); предлагали идеи совершенствования декораций (для того, чтобы было заметно, как павлин входит в воду, дошкольники предложили сделать прорези в рисунках моря).

В силу особенностей возраста детям трудно было дождаться, когда всё необходимое для съемки мультфильма будет готово. Получив в свое распоряжение созданных ими героев и декорации, они с удовольствием играли, придумывая все новые варианты развития сюжета.

Третий этап – съёмка мультфильма.

Это один из самых волнующих моментов при его создании. Для съёмки подойдёт интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше укрепить двусторонним скотчем, персонажей поставить согласно задуманному сценарию, придать герою нужную позу. Это первая фаза съемки. Затем слегка изменить позу – вторая фаза. Важно, чтобы при съёмке не двигался фотоаппарат или телефон, поэтому надо надёжно закрепить его на штативе

Дошкольники сами осуществляют постоянный контроль качества отснятых кадров (не выходить за границы кадра, не допускать попадания в кадр посторонних предметов и рук). В процессе съемки ребенок приучается к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий.

Четвертый этап – монтаж фильма. Чаще всего эта функция осуществляется педагогом с помощью известных компьютерных программ. Звуковое оформление – не просто завершение съемки фильма, а один из важнейших ее этапов. Дети выразительно читают авторский текст, ассоциируя себя с героями, придумывают шумовые эффекты, что также способствует самопознанию и самореализации дошкольников. Еще один принцип артпедагогики – принцип рефлексивности помогал ребенку на заключительном этапе анализировать процесс достижения результата и сам результат.

Одной из мобильных техник создания мультфильмов является сыпучая. Рисование песком – это не только вид изобразительного искусства, но и эффективный метод арт-терапии.

Во-первых, сыпучие материалы приятны на ощупь, взаимодействие с ними расслабляет. Во-вторых, в отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками, что способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Дети осваивают с помощью этой техники разнообразные приемы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременным использованием нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечением лишнего. В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. Если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

В данной технике создан мультфильм «А рыбы в море плавают вот так…», «Улыбнись», «Соленое волшебство», «Чудо-манка», «Волшебный песок».

Таким образом, работа над созданием мультфильмов на каждом из этапов является эффективной практической базой для применения методов арт-педагогики.

 

Предлагаем вам посмотреть 2 мультфильма, сделанные ребятами в детском саду.

Рыбки

 

Кораблик

 

 

 

 

 

ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ…

[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Удивительные работы! Замечательные воспитатели у деток! Чтобы давать детям такое развитие, надо не только любить детей, а безгранично любить своё дело, свою работу. Браво, Черникова Юлия Александровна и Ильченко Валентина Дмитриевна Спасибо . вам огромное. за ваш труд и энтузиазм!

Добавить комментарий для Очный семинар по арт-терапии – как было интересно!!! | Мир дошколят Отменить ответ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь