ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Червякова Марина Павловна
Костенко Екатерина Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название-ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Секция – 12.«Воспитание здорового ребенка через формирование ответственного отношения к здоровью и безопасности жизнедеятельности»

Одним из главнейших показателей благополучия нации является здоровье населения. И сейчас в средствах массовой информации, из уст медиков, педагогов и родителей всё чаще звучат вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья детей.

От здоровья детей зависит будущее развитой России. Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка (3).

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Рекламное сообщение     

Сейчас проблема сохранения и укрепления здоровья детей переходит на уровень мировоззрения, поэтому в дошкольном образовании стали выделять такую самостоятельную образовательную область, как «Здоровье», которая решает задачи формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни путем воспитания личности ребенка дошкольного возраста, мотивированной на сохранение и укрепление здоровья. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя» (2).

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни». По определению Всемирной организации здравоохранения образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида (1).

Вопросы по формированию и воспитанию культуры здорового образа жизни детей рассматривали в своих работах И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л. Волошина, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцев, Т.С. Казаковцева, Н.В. Тверская и другие.

Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, которые не приучены заботиться о своем здоровье, психологические срывы неизбежны, им сложнее вникать в реальность «взрослой жизни». Новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, где больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Вырастить здорового человека – это задача очень важная и сложная. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нашими педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания, а также создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья дошкольников. И мы считаем, что начинать это делать надо уже с раннего дошкольного возраста, когда малыши только начинают посещать дошкольное учреждение.

Проблема оздоровления детей – действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью нашего опыта работы является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Нам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

Данная цель реализуется посредством поставленных задач:

  • дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, о состоянии собственного тела; узнать свой организм; научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
  • помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни;
  • расширять знания детей о здоровой и полезной пище, о правильном питании и его значимости;
  • формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем им всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Родители, участвуя в образовательном процессе по обучению детей здоровому образу жизни, сами приобретают необходимые знания, сами являются участниками, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

В результате нашей работы детям очень нравится заниматься физкультурой и играть в подвижные игры. Наши дети здоровы и жизнерадостны!

Таким образом, забота о воспитании здорового ребенка должна быть приоритетной в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Становится очевидным, что при определении термина «здоровье», приоритет во всех случаях должен быть отдан здоровью детского населения.

Список литературы

  1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология: Серия «Гиппократ». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 248с.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 368с.
  3. Чумаков Б. Н. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2018 – 407с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь