Михайлова Татьяна Викторовна
воспитатель
Лопатина Татьяна Валентиновна
учитель-логопед
МДОУ д/с №65 «Калинка»
г. Волжский
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), имеют физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР, ТНР). Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Дети имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. И этих детей нельзя оставлять без внимания, так как психические недостатки мало подвержены спонтанной положительной динамике. Психокоррекция должна опираться на сохранные анализаторы.
Одним из самых распространенных и универсальных видов арт-терапии, который подходит для детей с различными нарушениями развития, безусловно, является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия – это лечение сказками, исцеление с помощью придумывания, прослушивания или проигрывания сказок. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Педагог создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем, что дает ощущение уверенности в себе, придает сил и позволяет переоценить свои проблемы, найти возможности справится с ними. Разобраться с собственными чувствами, устройством мира и общества в целом.
Сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Дети с ОВЗ испытывают затруднения в выразительной передаче содержания текста, часто делают необоснованные остановки и паузы, демонстрируют крайне бедный словарный запас. Особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Речь детей с ОВЗ часто характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.
Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы научить детей произвольно изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать свои мысли, чувства и настроения.
В дошкольном образовательном учреждении использование сказкотерапии может осуществляться в следующих направлениях:
- Слушание и запоминание сказок (в том числе психотерапевтических), используя в работе куклы марионетки, пальчиковые куклы и теневые куклы.
- Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно (по предложениям) группой детей.
- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
- Составление небылиц по картинкам и без опоры на наглядность.
- Психогимнастика.
- Рисование сказок.
- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли)
- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов.
Необходимо много читать детям, учить их вдумчиво слушать произведения, обсуждать характеры героев и их поступки, предоставлять детям возможность поиграть в настольные театры, поощрять не только драматизацию знакомых сказок, но и изменение сюжета, введение новых персонажей, добавление новых диалогов. Сказки создают благоприятный эмоциональный фон, создают естественные условия для использования компонентов интонационной выразительности, обеспечивают развитие мимики и дикции, учат улавливать ритм речи, а также помогают поддерживать интерес и работоспособность дошкольников.
Ребенок, говоря за героев, непроизвольно начинает подражать их голосу, включая средства выразительности. Детям приходится учиться регулировать дыхание, владеть своим голосом, изменяя его высоту и силу. Говоря от имени героя, ребенок меньше волнуется, расслабляется, следовательно, снижается тонус в артикуляционной мускулатуре и голосовых связках. Дети с большим удовольствием принимают на себя роль различных героев. Могут по нескольку раз повторять звукоряды, чистоговорки, фразы, не утомляясь, на эмоциональном подъеме. Быстро реагируют на необходимость изобразить характерные особенности, прикладывают усилия, чтобы изменить силу и высоту голоса. Познают возможности своего речевого аппарата.
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.
[…] Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития поз… […]