Бережное отношение к природе и законам нашей Родины прививаем детям в рассказах русских писателей

0
106

Сегодня исполняется 25 лет новой Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является  актом высшей юридической силы правовой системы  нашей страны, выступает как юридическая база для развития всех отраслей российского права.

Экология нашей родины тоже  защищена статьями Конституции. Центральное место среди  экологических норм Конституции РФ  занимает статья 9,в которой указывается,  что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. В статье 58 провозглашена  «обязанность каждого жителя  нашей страны  сохранять природу  и окружающую среду,  бережно относиться к природным богатствам».

 

Половникова Татьяна Валентиновна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Улыбка»
с. Бисерово Афанасьевский район
Кировская область

 

МИР ПРИРОДЫ УДИВИТЕЛЕН И ПРЕКРАСЕН
проект по творчеству Виталия Валентиновича Бианки

 

Пояснительная записка

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо c самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. В дошкольном возрасте в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и её обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства. Непосредственное общение с природой настраивает на сохранение, заботу её защиту. Воспитание и развитие данных качеств является основой экологического образования.

Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях и животных. Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится природоведческой литературе. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В художественной литературе о природе сочетается научное содержание и художественное слово. Она воспитывает с одной стороны умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, с другой стороны обогащает их представление и учит выделять закономерности природных явлений. Постепенно у детей формируется представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё.

Произведения В.В. Бианки как никакие другие способствуют экологическому воспитанию детей, а также автор и его произведения включены в вариативную часть нашей общеобразовательной программы.

Проект «Мир природы удивителен и прекрасен»

(межгрупповой, творческий, долгосрочный)

Участники: дети старшего дошкольного возраста и родители.

Срок проведения: май-июнь

Этапы проекта

Подготовительный

  1. Подбор детской художественной литературы писателя В.В. Бианки. (Приложение 1)
  2. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности (природный материал).
  3. Подбор иллюстративного материала, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
  4. Подбор видео-аудио материала (мультфильмы, звуки природы, презентации).

Основной этап

  1. Серия целевых прогулок, экскурсий по ознакомлению, закреплению знаний детей о растениях, насекомых: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида.
  2. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по произведениям В.Бианки, презентация «Правила поведения в лесу», прослушивание звукозаписей.
  3. Разучивание стихов, игр, инсценировка «Лис и мышонок».

Обобщающий этап

  1. Выставка детских рисунков, поделок из природного материала.

2.Коллаж «Берегите природу»

  1. Викторина по произведениям В.Бианки (Приложение 2)

4.Развлечение «Лесное путешествие с Виталием Бианки» (Приложение 3)

Приложение № 3

Развлечение «Лесное путешествие с Виталием Бианки»

Цель: познакомить детей и родителей с творчеством В.В. Бианки. Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам.

Предварительная работа.

Подготовка инсценировок сказок; оформление стендов с книгами В. Бианки, фотографиями В. Бианки, подбор фонограмм, составление конспекта, чтение книг, просмотр мультфильмов по произведениям Бианки.

Оформление: портрет Бианки, летящие птицы, выставка книг, персонажи из книг Бианки, макеты деревьев.

Оборудование: изображения птиц, коробочка с яйцом.

Ход праздника

Звучит песня «Расскажите птицы»

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами на литературный вечер, посвященный творчеству Виталия Бианки.

Ведущая: С творчеством Виталия Валентиновича Бианки знакомы многие. Он писал о жизни зверей и птиц, о закатах и рассветах, о росинках и травинках, о деревьях и кустарниках. Он был влюблён в красоту родных лесов и полей. Писатель отлично знал язык природы. Тема природы – главная в его творчестве. Но не только она. В умных книгах Виталия Бианки — мир человеческих взаимоотношений, мир непростой и неоднозначный.

(читает ребёнок)

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Игра «Птицы по местам»

Группе детей даются карточки с изображением различных птиц. На 2-х досках крепится зимний пейзаж и летний.

Ребята, вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить на две группы –  зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке, а перелетные к летней.

Ведущая: Зрители посмотрите, правильно ли слетелись наши птицы? Ничего не перепутали? Сейчас птицы будут выходить в центр зала, если птица правильно заняла свое место, вы хлопайте. Если заблудилась, то потопайте.

Ведущая: А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши, двери на засов» то мышки садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

Игра «День/ночь»

Утром солнечным у сов

Дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)

На работу совам в ночь.

Только вечером от сов

Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).

Ведущая: предлагаю вам задание – отгадать птицу «по голосу». (Ведущий включает фонограмму. Дети слушают и отгадывают голоса знакомых птиц — ворона, гуси, кукушка, петух, сорока, утка).

Ведущая: Всех птиц узнали. А сейчас предлагаю отгадать загадки. Если угадаете правильно, ответ появится на экране.

Загадки о птицах.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он деревья лечит:

Постучит — и легче. (Дятел.)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг

Поднимает стрекот-крик. (Сорока.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)

Ведущая: хотелось бы проверить вас на смекалку. Отгадайте, что лежит в коробочке, а я загадаю вам описательную загадку.

Игра «черный ящик»

То, что лежит в этой коробочке:

-имеет овальную форму;

-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.

-бывает белого, желтого, коричневого цвета

-очень полезно для всех;

-хрупкое, может разбиться;

-сказка есть про это, вы ее знаете все;

-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;

– с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц).

«Путешествие Муравьишки»

– Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома. За правильный ответ – 3 балла.

Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка

И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете.

Сова, Аист, Сокол, Воробей, Перепёлки, Пингвин, Ласточка, Синица, Грач, Сорока, Попугай, Страус, Журавль, Фламинго, Чайки, Тетерев, Глухарь, Галка, Ворона, Курица, Снегири, Жаворонок, Соловей, Скворец, Лебеди, Киви

Ведущая: сегодня мы поведём разговор о двух сказках под одним названием «Теремок». Одну из них, русскую народную сказку «Теремок» мы знали давно, а с другой сказкой, автор которой В. Бианки, мы познакомились недавно.

  • Перечислите всех обитателей теремка в русской народной сказке.
  • Кто поселился в теремке в сказке писателя?
  • Чем похожи эти сказки? Названием, спрашивают одинаково: «Терем, теремок, кто в тереме живёт?», много жильцов в теремке, звери говорят, заканчивается одинаково – теремок разваливает медведь.
  • Чем они отличаются? В одной сказке живут дружно, а в другой жить вместе не могут, сильный прогоняет слабого.
  • Почему звери в сказке В. Бианки не дружат? В природе они враги, они могут друг друга съесть.
  • Какая из сказок правдивее: народная или авторская?

Загадки:

Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом? (Лиса.)

Серенькая с длинным хвостом,

Делает норки под землёй? (Мышь).

Инсценировка «Лис и Мышонок»

Лис: Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

Мышонок: Землю копал.

Лис: Для чего землю копал?

Мышонок: Норку делал.

Лис: Для чего норку делал?

Мышонок: От тебя, Лис, прятаться.

Лис: Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу!

Мышонок: А у меня в норке спаленка.

Лис: Кушать захочешь – вылезешь!

Мышонок: А у меня в норке кладовочка.

Лис: Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою.

Мышонок: А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Подведение итогов

Итоги подводятся за ответы в викторине, за участие в выставке поделок и рисунков, за участие в конкурсе «Мир природы»

Дети награждаются книжками о природе и сувенирами

(читает ребёнок)

Давайте будем

К тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям! И. Мазнин

Воспитатель: сегодня вы показали, как хорошо знаете рассказы и сказки В. Бианки. Мы с вами только начали знакомство с произведениями В.В.Бианки, в школе вы продолжите знакомство с его произведениями

В. Бианки был большим другом зверей и птиц. Я верю, что и вы будете их друзьями.

Приложение 1

Подбор детской художественной литературы писателя В.В. Бианки.

  • Приключения Муравьишки
  • Мышонок Пик
  • Лесной Колобок – колючий бок
  • Кто чем поёт?
  • Чьи это ноги?
  • Чей нос лучше
  • Первая охота
  • Сова
  • Хвосты
  • Лис и мышонок
  • Мастера без топора
  • Хитрый Лис и умная Уточка
  • Как лис ежа перехитрил
  • Музыкант
  • Теремок
  • Терентий-тетерев
  • Лесные домишки
  • Аришка-трусишка
  • Заяц, Косач, Медведь и Дед мороз
  • Заяц, Косач, Медведь и Весна, и другие сказки и рассказы

Приложение 2

Викторина по произведениям В.В. Бианки

  • Как звали в одной из сказок В.В.Бианки тетерева, который напугал лисицу и куницу?
  • Теодор
  • Терентий
  • Трифон
  • К каким зверям и птицам подлетала Муха из рассказа В.Бианки «Хвосты»?
  • К Корове
  • К Лисице
  • К Дятлу
  • Приведите примеры трёх произведений В.Бианки, название которых представляет собой вопрос?
  • Чей нос лучше?
  • Кто чем поет?
  • Где раки зимуют?
  • Кто из насекомых помогал Муравьишке добраться до дома?
  • кузнечик
  • водомерка
  • божья коровка
  • майский жук
  • гусеница
  • жужелица
  • В каком дереве был устроен теремок?
  • дуб
  • сосна
  • берёза
  • Отчего был грязным нос у Мышонка в сказке «Лис и Мышонок»?
  • Оттого, что он сарай исследовал
  • Оттого, что золу разворошил
  • Оттого, что землю копал
  • Какая загадка есть в тексте сказки «Мастера без топора»?
  • «Без рук, без топоренка построена избёнка»
  • «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник»
  • «Портной шубу себе сшил, иглу вынуть позабыл»
  • Продолжите названия рассказов:
  • «Как Муравьишка домой …
  • «Хитрый Лис и Умная …
  • «Лесной Колобок — Колючий …
  • Какой напиток с молоком пил Старик в сказке В.Бианки «Сова»?
  • Травяной настой
  • Чай
  • Кофе
  • Какого рассказа нет у В.В.Бианки?
  • «Музыкант»
  • «Весёлые голоса»
  • «Птичьи разговоры»
  • Примечание: отметить выбранный ответ Х (в одном вопросе может быть несколько вариантов ответа)

 

 

ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ…

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь