Бурцева Кристина Викторовна
Лытнева Инна Владимировна
Ефимова Татьяна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – «Секреты успешной работы с родителями»
секция – 9. «Секреты успешной работы с родителями»
Для начала хотелось сказать несколько слов о современной семье. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.
«Секреты успешной работы с родителями» на сегодняшний день является актуальной темой в работе воспитателя. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Цель нашей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй»;
- повышение уровня компетентности родителей.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Мы стремимся к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.
Нашу работу мы начали со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используем инновационные формы и методы.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.
В уютной и теплой обстановке прошло родительское собрание в нетрадиционной форме с участием детей и родителей «Вся семья вместе – так и душа на месте».
Цель которого: – Создать благоприятный микроклимат между родителями, детьми и педагогами для более результативной работы.
Подготовка к родительскому собранию началась задолго до его проведения. Подготовили вопросник для беседы с родителями, игры для родителей. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по теме. Оформили папку передвижку «Роль семьи в воспитании ребенка». Памятки для родителей: «Заповеди родителей». Пока родители собирались, тихо звучали записи детских песен про семью. Собрание прошло в форме – семейная гостиная.
На родительское собрание пришли все родители, они прослушали выступление с презентацией по теме собрания.
Были проведены совместные игры, и танцы.
И в заключении встречи все вместе исполнили песенку о семье. Родители выразили слова благодарности коллективу детского сада, прозвучали пожелания успехов в общем деле воспитания детей.
В такой же атмосфере доверия прошло ещё одно родительское собрание на тему: «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения», была показана родителям презентация по данной теме. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Интересной формой сотрудничества, новой и востребованной стало проведение мастер-классов. Мы проводили мастер-классы с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях «Нетрадиционные техники рисования», «Изготовление пальчикового театра из фетра».
В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями.
Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие мамы совместно с детьми.
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки.
Также у нас есть группа в Whatsapp, где мы делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников, либо каких-то занятий. Родители также могут поделиться фотографиями. Оставляют отзывы, комментарии.
Мы вырабатываем у себя «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараемся видеть в развитии всех детей прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремимся заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка», (т. е. никогда не жалуемся на ребенка даже если он что-то натворил).
Беседу стараемся вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаю об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Мы не останавливаемся на достигнутом, и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.