Чащина Евгения Александровна,
педагог-психолог,
Костина Ксения Александровна,
инструктор по физической культуре,
Мелентьева Наталия Евгеньевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа
Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством здоровьесберегающих технологий
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения. Одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, является сохранение и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни, правильного отношения к миру, к себе и окружающим. Поэтому необходимо побудить ребенка как можно раньше самостоятельно и активно начать формировать, сохранять и укреплять свое собственное здоровье, а также заботиться о здоровье других людей.
Дошкольные образовательные учреждения имеют большой потенциал для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что в основу ФГОС дошкольного образования был положен системно-деятельностный подход, направленный на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения.
Данный подход дает возможность поэтапного решения поставленных задач с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Его главной целью является воспитание личности дошкольника как субъекта жизнедеятельности, что подразумевает наличие у ребенка познавательного мотива, развитие умения самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения, а также развитие способности к контролю и самоконтролю, оценке и самооценке.
Отличительной особенностью системно-деятельностного подхода является особое внимание к обретению дошкольником нравственного, духовного, социального опыта. При этом подразумевается, что личностное развитие ребенка происходит в процессе его собственной активной и разносторонней деятельности. То есть ребенок выступает как субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация, его успешность на разных этапах обучения. Знания, самостоятельно полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике для решения различных жизненных задач.
Систематическая смена способов и видов деятельности, поиск новых форм общения и взаимодействия педагога с ребенком является основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций. Поэтому для реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ активно вводятся инновационные образовательные технологии деятельностного типа, среди которых особое место отводится здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер, включающую в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Главная цель данных технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знания о здоровье, накопленные в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности, а также развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять физическое и психическое здоровье, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Ведущий принцип данных технологий заключается в учете личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учете его интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
К основным видам здоровьесберегающих технологий относятся:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. К ним относятся: подвижные и спортивные игры, динамические паузы, ритмопластика, закаливание, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация.
Особенности методики проведения данных технологий связаны с учетом времени и места проведения технологии, с учетом величины физической нагрузки и ее соразмерности возрастным показателям ребенка. Например, пальчиковая гимнастика может проводиться в любое удобное время, она рекомендована всем детям, особенно детям, имеющим проблемы речевого развития. Динамически паузы также рекомендованы всем детям, однако, проводятся по мере утомляемости детей в процессе занятий. Ритмопластика не рекомендована детям до среднего дошкольного возраста и может проводиться только через 30 минут после приема пищи.
Технологии обучения ЗОЖ направлены на воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Они включают в себя: занятия физической культурой, коммуникативные игры, игровые тренинги и игротерапию, самомассаж, точечный массаж.
Данные технологии также имеют свои особенности методики проведения. Например, занятия физической культурой проводятся в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ, в хорошо проветренном спортивном зале или на спортивной площадке на улице. Точечный массаж показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов, проводится по специальной методике в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время, начиная со старшего возраста.
Коррекционные технологии направлены на обеспечение психического и социального здоровья дошкольников, эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения и взаимодействия детей с окружающими в ДОУ. К ним относятся: арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, ароматерапия, психогимнастика, технологии коррекции поведения, фонетическая ритмика.
Занятия с использованием данных технологий проводятся по специальным методикам в игровой форме и имеют ряд противопоказаний (инфекционные заболевания, эпилепсия и эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневротические заболевания).
Применение всех вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий требует правильно организованной предметно-пространственной среды и прежде всего двигательной предметно-развивающей среды, создающей у ребенка мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, вырабатывающей у него привычку к ЗОЖ. Для этого должны быть созданы соответствующие условия: медицинский кабинет, прививочный кабинет, физиотерапевтический кабинет, массажный кабинет, спортивный зал, зал ЛФК, зимний плавательный бассейн, площадка для спортивных занятий на улице, кабинет психолога, сенсорная комната, оснащенные специальным оборудованием и материалами.
Также необходимо создание предметно-развивающей среды в группах: уголок физического саморазвития (динамические уголки), уголок уединения и умиротворения.Среда должна быть доступной, естественной, комфортной, рационально организованной, легко трансформируемой, насыщенной, безопасной.
Таким образом, современный подход в образовании к здоровью заключается не только в воспитании здорового ребенка, но и полагающий нормой ценность саморазвития, становления ребенка субъектом собственной жизни, самостоятельного и ответственного за свое здоровье и здоровье других людей, свой стиль жизни и поведение в различных ситуациях.