Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры

0
243

Уткина Елена Юрьевна
инструктор по физической культуре
филиала «Детский сад «Почемучки»
МБДОУ детского сада № 19
г. Пензы «Катюша»

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
средствами физической культуры

Особую актуальность и значимость в современных условиях приобретает патриотическое воспитание детей, т.к. является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач российского образования. С воспитанием общей культуры человека, развитием его нравственно-духовной сферы и другими социальными процессами тесно связаны занятия физической культурой и спортом. Главная ценность заключается в том, что занятия физической культурой и спортом являются сферой проявления высокой нравственности, духовности, гуманности, доброты, формирования культуры межнационального общения.

Рекламное сообщение

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Через организацию специально разработанных сюжетных физкультурных занятий («Разведчики», «Мы танкисты» и др.) патриотические чувства у детей формируются ненавязчиво. Подобные мероприятия должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что так же является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Для реализации патриотического воспитания в ДОУ разработан перспективно-тематический план мероприятий по патриотическому воспитанию средствами физической культуры. В основу Плана положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками, предложена общая тематика каждого месяца.

 

Перспективно-тематический план проведения мероприятий по патриотическому воспитанию средствами физической культуры

 

МесяцМероприятия
СентябрьДень знаний.

Музыкально-спортивное развлечение «День знаний»

День танкиста.

Презентация «Танки всех времен».

Динамический час «Мы танкисты.

ОктябрьДень пожилого человека.

Выставка детских рисунков «Мои бабушка и дедушка»

Спортивный праздник «Покажи нам бабушка, научи нас дедушка»

НоябрьДень народного единства.

Создание картотеки «Подвижные игры разных народов» Физкультурный досуг «В гости к играм»

День Матери.

Фотовыставка «Мамочку свою очень я люблю»

Музыкально-спортивный праздник «Лучшая мама на свете»

ДекабрьНеделя зимних игр и забав.

Создание картотеки «Русские народные игры».

Спортивный праздник «Русские игрища».

ЯнварьДень былинного богатыря Ильи Муромца.

Познавательная беседа с просмотром презентации «Богатыри русские».

Физкультурный досуг «Богатырская сила».

ФевральДень Защитника Отечества.

Проект «День Защитника Отечества».

Музыкально-спортивное развлечение с родителями

«Как Баба Яга сына в армию провожала».

Масленица.

Музыкально-спортивный праздник «Масленица широкая, гостьюшка дорогая».

МартДень Воинской Славы.

Презентация «Слава воинам России».

Смотр строя и песни.

АпрельДень Космонавтики.

Выставка поделок «Мой необычный летательный аппарат»

Физкультурный досуг «Космические просторы».

МайДень Победы.

Презентация «Спортсмены-герои ВОВ».

«Военно-патриотическая игра «Зарница»

Конспект военно-патриотической игры «Зарница»

(старший дошкольный возраст)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений.

Задачи: закреплять умения преодолевать полосу препятствий, упражнять в метании в вертикальную цель; развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость; воспитывать чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче; оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.

Оборудование: маршрутная карта, шнуры, колокольчики (3), «мины»-круги, шнуры для рации, обручи (3), кегли (9), секретные конверты.

Дети строятся на спортивной площадке.

Ведущий: Отряд! Равняйсь! Смирно! Равнение на середину! Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим военно–спортивную игру «Зарница», посвященную Дню Победы.  Девиз игры «Чтобы Родине служить надо сильным, смелым быть!»

Командир отряда получает маршрутную карту. Дети должны следовать по заданному маршруту. На каждом этапе, после выполнения задания всеми участниками, команде вручается секретный конверт.

Ведущий: Вы должны не только правильно, но и быстро выполнить все задания, собрать все конверты, доставить их в штаб игры и расшифровать.

 На каждом этапе находится взрослый, который следит за правильностью выполнения задания. Когда задание выполнено, командиру вручается конверт.

Этап – «Колючая проволока» (пройти между натянутыми веревками, не задев их. Если звенит колокольчик, прохождение начинается заново всей командой)

Этап – «Минное поле» (командир проводит команду через минное поле, которая проходит с закрытыми глазами, взявшись за руки. «Подорвавшиеся» на мине выходят из игры, а команда начинает прохождение заново).

Этап – «Связисты» (восстановить связь, соединив трубку и блок рации с помощью шнуров, скрепляя их между собой по цвету прищепками)

Этап – «Метание гранат» (метание «гранат» (кегли) в цель, обручи, подвешенные на высоте. Каждому дается 3 попытки.)

Этап – «Полоса препятствий» (пройти по бревну, перешагнуть через натянутый шнур, пролезть в обруч, подлезть под шнур)

Этап – «Штаб» (дети распаковывают конверты и выполняют задания – собрать пазл-флаг России и флаг Победы)

Подводится итог игры.

Ведущий: Вот и подошла к концу военно-спортивная игра «Зарница». С задачей игры все ребята справились отлично. Вы показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой.

За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» команда награждается грамотой.

Список литературы:

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006. – 192 с.
  3. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5, № 8.— 2015. Литвинова Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
  4. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: М.Д. Маханева – М.: Сфера, 2010.
  5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс — Москва, 2007. — 416 c.

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь