Морева Екатерина Александровна
Дагаева Наталья Валериевна
Чепель Светлана Владимировна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования.
За последние годы произошли большие изменения и в системе дошкольного образования. С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования, что, несомненно, является фундаментом всей образовательной системы. Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что «Современный стандарт дошкольного образования не должен повторять школьный стандарт. В первую очередь он должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей». Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи. Это: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, a формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Современный дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов в комментариях к ФГОС ДО подчеркнул, что в современном детском саду ребёнка ценят, а не оценивают и дошкольные учреждения должны создавать такие условия, при которых дети полноценно развиваются, им интересно, и в итоге полноценно проживают период дошкольного детства и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу.
Поэтому образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС ДО, который предусматривает урегулирование профессиональных взаимоотношений в сфере дошкольного образования
Что значит – быть педагогу компетентным? Считаю, это умение вовремя освоить инновационные технологии, создать те условия, которые необходимы для развития всесторонне развитой личности каждого ребенка, не зависимо от его способностей. Так, работая с детьми младшего дошкольного возраста, в первую очередь формирую развивающую предметно-пространственную среду, которая должна по ФГОС ДО быть мобильной. Организуя образовательную деятельность таким образом, чтобы на протяжении всего дня каждый ребенок мог почерпнуть тот багаж знаний, который обогатит его умственные способности, чтобы ребёнок уже в младшем возрасте осознавал для чего ему это нужно, как он использует полученные знания в своей жизни.
«Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.
Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога – дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:
- мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям
- понимание современных приоритетов дошкольного образования
- стремление к личностному и профессиональному развитию
- активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;
- самореализация педагогов в профессиональной деятельности
Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.
Таким образом, ФГОС дошкольного образования выдвигая требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, определяет его умение учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.