Конспект НОД «Одежда и быт ненцев».

0
1267

Чепенко Людмила Григорьевна
Товсултанова Мадина Казбековна
воспитатели
МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя»

Конспект НОД «Одежда и быт ненцев».

 

Образовательные задачи:

-дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев;

-продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного;

-ввести в активный словарь существительные: чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель, оленеводство, рыболовство.

материалы в печатный сборник 

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать целостность восприятия, умение составлять целостной предмет из частей;

– развивать мышление, умение устанавливать последовательность действий (сбор чума) по серии картинок;

– развивать связную речь, продолжать учить составлять рассказ-описание по плану-образцу взрослого;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям;

-иллюстрации с изображением оленя;

– презентация «Одежда и быт ненцев»;

Раздаточный материал:

-разрезные картинки (5-6 частей) с изображением оленя;

– последовательные картинки для упражнения «Собери чум»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы». Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»). Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.

Родина наша – это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем?

Педагог: Ребята, что значит жить дружно?

Дети: Ответы (помогать, не обижать друг друга, не ссориться, не обзываться.)

Педагог: Молодцы, значит, вы умеете дружить, дружбой дорожить.

  1. Основная часть.

Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы,) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

– Какие национальности коренных народов вы знаете?

Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, хантов) .

Педагог: Сегодня к нам в гости пришел ненецкий шаман. Он хочет рассказать нам о быте своего народа.

(просмотр презентации).

Дети вместе с педагогом «задают» вопросы шаману.

– Ребята, давайте спросим у шамана, что означает слово «ненец»?

Ответ: слайд №2

– Какое основное занятие у ненцев?

Ответ: слайд №3

– На чем передвигаются по тундре ненцы?

Ответ: слайд №4

– А еще чем занимаются ненцы?

Ответ: слайд №5

– Как называется жилище ненцев, как они его строят?

Ответ: слад№6

– Что находится внутри чума?

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка: «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны всторону)

По привычке кочевой.

Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем» печь)

(прыжок вверх)

По -хозяйски растопить,

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Ответ: слайд №7

– Какую одежду носят мужчины?

Ответ: слайд №8

– А что одевают женщины?

Ответ: слайд №9

– А какие бывают игрушки у ненецких детей?

0тветы детей.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами.

Педагог: Ребята, скажем спасибо шаману и покажем ему, как мы с вами умеем строить чум.

У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери чум» (4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, нагл. действенного мышления.

Педагог вносит мнемотаблицы.

Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.

Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)

По первой табличке нужно рассказать

– кто это (Это-олень,

– по второй -где живет олень (Олень живет в тундре) ;

по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);

– по четвертой – чем питается олень (Олень питается ягелем, ягодами, грибами)

– по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)

Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).

Педагог: Замечательные рассказы!

  1. Итог занятия.

Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Выбери правильную картинку» (интерактивная игра)

Дети: Ответы.

Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа- ненцах и о жизни северного оленя!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь