Александрова Любовь Александровна
воспитатель
Владимирова Людмила Николаевна
музыкальный руководитель
Счетчикова Алина Михайловна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №113 «Золотой ключик»
г. Чебоксары, Чувашской Республики
КАРТОТЕКА
ЧИСТОГОВОРОК, ПОТЕШЕК, СКОРОГОВОРОК,
ПАЛЬЧИКОВЫХ И ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ “ОСЕНЬ”
- Чистоговорка “Осень”
Осим-осим-осим – осень в гости просим!
Шла-шла-шла – осень к нам пришла!
Ила-ила-ила – осень наступила.
Ёт-ёт-ёт-ёт – дождь на улице идёт.
Ужи-ужи-ужи – на дорогах лужи.
Ят-ят-ят-ят – листья жёлтые летят.
Жат-жат-жат – листья жёлтые кружат.
Тые-тые-тые – листья золотые.
Шат-шат-шат-шат – листья осенью шуршат.
Ла-ла-ла – осень к нам пришла!
Ре-ре-ре – осень на дворе!
Ца-ца-ца – осень у крыльца!
Ном-ном-ном – осень за окном!
- Потешка “Сапожки”
Одевай дружок сапожки,
Чтоб сухими были ножки.
Шапку надевай скорей-
Ушки ты свои согрей!
- Скороговорка “Дождик”
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
- Пальчиковое упражнение “Осенние листья”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого),
Маме осенний букет отнесем (“шагают” пальчиками по столу).
- 5. Логоритмическое упражнение “Ветер и листья”
Ветер по лесу летал, ветер листики считал
(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой
(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку
(опускают руки, приседают).
Ветер по лесу кружил, ветер с листьями дружил
(бегут по кругу на носочках и взмахивают руками).
Вот дубовый, вот кленовый.
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой.
(встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой
(кружатся на носочках на месте).
К ночи ветер-ветерок рядом с листьями прилег
(приседают, опустив руки).
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой
(сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на каждую строку).
И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке
(ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза).
- Дыхательное упражнение «Осенние листочки»
Шаловливый ветерок в лесочек залетел. Ш-ш-ш!
Тихо-тихо веточкам он песенку запел: Ш-ш-ш!
Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел: Ш-ш-ш!
Громко-громко веточкам он песенку запел: Ш-ш-ш!
Ветерки по очереди листьям песни пели:
То тихую: Ш-ш-ш! То громкую: Ш-ш-ш!
То тихую: Ш-ш-ш! То громкую: Ш-ш-ш!
А после улетели!
Список использованной литературы:
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: “АСТ”, 2005.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2010.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2014.