Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

0
14475

Бобылева Елена Евгеньевна
Павлова Татьяна Ивановна
Касатых Елена Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа

Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”. 

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Пополнять багаж знаний о Великой Отечественной войне и лучше, понятнее всего это сделать с помощью рисунков.

Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование.

материалы в печатный сборник 

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у учащихся гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Темы занятий по изобразительному искусству патриотического направления:

  • родная природа;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • изучение символики Российского государства;
  • героическое прошлое;
  • формирование любви к малой Родине, семье.

Реализацию темы патриотического воспитания мы начали в средней группе и продолжаем сейчас. Для этого мы разработали план работы и чтобы заинтересовать детей в первый год решили взять нетрадиционное рисование. Дети с удовольствием стали рисовать ладошками, на целлофане, манкой, ватными палочками. Рисованием мы занимались в организованно образовательной, совместной, вечерней, индивидуальной деятельности. Дети получали новые впечатления, с удовольствием участвовали в обсуждениях. В результате у детей появилось желание больше узнать о родном крае, своей семье и выразить эти впечатления в рисунках.

Родная природа

Знакомство детей с представителями животного и растительного мира. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Когда дети начали понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, передо нами теперь стояла задача научить их любить все, что их окружает.
Это и есть Родина. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, – это уже Родина и её надо любить и беречь.

Декоративно-прикладное искусство

При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров.

Открытое мероприятие «Здравствуй, народная игрушка!»
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.

Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.

Героическое прошлое

Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне, которая была успешно выполнена. Мы реализовали проект 74 – летие Победы в рисунках детей, для этого была проведена большая работа. Просматривали мультфильмы о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, вспомнили о ветеранах, затронули такую тему как «Дети и война», использовали мультимедийные презентации, дети все свои впечатления отражали в рисунках. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо.

«Формирование любви к малой Родине, семье»

В своей группе мы рекомендовали бабушкам и дедушкам рассказывать внукам о своих молодых годах, делиться жизненным опытом, при этом вспоминая и своих  бабушек и дедушек. Для этого были организованы «Часы встречи с интересными людьми»; совместные праздники «День пожилого человека»; «День семьи», «День матери», «Бабушкины посиделки», круглый стол «Добро пожаловать!», гостиная «Сильна семья традициями», круглый стол «Коли семья вместе, то и душа на месте», практикум «Праздник в кругу семьи» и др., оформлены семейные фотоальбомы, по которым дети могут рассказать историю своей семьи, подготовленную и записанную в альбомы родителями. Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни), делиться опытом семейного воспитания.

В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус.

Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

Список литературы

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь