Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников сказкой

0
558

Гугуман Тамара Владимировна
Воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников сказкой

 

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок.

Рекламное сообщение     

С раннего детства сказка входит в мир ребенка и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, фантастические по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные явления и связи, доступные пониманию дошкольника, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования личности ребенка.

Сказка – средство духовно – нравственного воспитания, эмоционально – волевого развития ребенка.

Возможности сказки велики для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Сказка одно из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое использовали родители и педагоги во все времена. Но в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим в молодых современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывания их внукам, передавали им нравственные традиции, учили законам добра и красоты.

Цель моей работы: создать условия для духовно – нравственного развития ребенка.

Достижение поставленной цели осуществлялось при решении следующих задач:

  1. Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  2. Формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  3. С помощью сказки расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство.
  4. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи.
  5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  7. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

  В своей деятельности использовала следующие формы работы: чтение;  рассказывание;  пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения;  настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр  по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).                                                                                                                                                       В результате работы у детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Приобщились к опыту православной культуры, познакомились с формами традиционного семейного уклада. Стали более ответственными за свои дела и поступки.

Таким образом, ценность сказок для  дошкольников заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственно-патриотическое воспитание.

Список литературы

  1. Дмитриева И.Г., Требухина Е.А. Целостный подход к духовно – нравственному воспитанию дошкольника. – М., 2005.
  2. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой – М., 2000.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь