Активные методы и приемы, направленные на музыкальное и эмоциональное развитие дошкольников

0
3265

Анопкина Елена Николаевна
Сахарова Эльвира Константиновна
музыкальные руководители
Черноусова Н.В. Наталия Валериевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»

 

В настоящее время современная педагогика требует коренного изменения стратегии и тактики обучения, в том числе и в дошкольном образовании, идет становление новой системы дошкольного образования. Свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Главными характеристиками выпускника детского сада, любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ребенка.

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

Методы активного обучения (в сравнении с традиционными) готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности. Они подразделяются на неимитационные и имитационные. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относится проведение игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых в нашем детском саду в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекламное сообщение     

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет обучать ребенка под девизом «По жизни с творчеством!» и позволяет ему проявлять самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Целью использования данной технологии является развитие таких качеств мышления дошкольника, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качеств личности – активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального и эмоционального развития ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ. Нами сделана попытка проверить и адаптировать на базе нашего детского сада некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ.

Так в работе с детьми старшего дошкольного возраста при закреплении песенного репертуара применяем метод активизации мышления:

Метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности используем «Морфологическую таблицу». Например, по горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев песен. Дети легко вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использую «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента»: по горизонтали картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемет.

Еще один вид морфологического анализа – «Круги Луллия». Рассмотрим примеры использования «Круг Луллия» в музыкальном развитии дошкольников старшего возраста.

С помощью «Кругов Луллия» закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах. Первый круг – символы: песня, танец, марш; второй круг – музыкальные инструменты. На выпавшем в круге музыкальном инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в выпавшем жанре. В разделе «Музыкально-ритмические движения» применяю такие «Круги Луллия»: первый – сказочные герои, второй – движения в виде символов. К процессу создания «Кругов Луллия» можно подключить и самих дошкольников.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – метод фокальных объектов. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие необычные свойства. Например, «Мелодия». Предлагаю детям придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. А с помощью этого метода активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

Метод Мозгового Штурма используется практически на каждом музыкальном занятии, и на занятии с психологом. Для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами, например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и т.д. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика. Возможности психологического метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием эмпатии – личностного уподобления: способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

В музыкальном и эмоциональном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как: «Музыка моего тела» – ритмическая игра звуками своего тела (щелчки языком, постукивание по щекам, игра на поверхностях рук, ног и т.п.). «Игра со звуками», издаваемыми разными предметами, например: музыка, рожденная из шума (шелест бумаги разной фактуры, шум воды и т.п.). Шумовые инструменты тоже участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления (и расческа может оказаться музыкальным инструментом

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми.

Метод проб и ошибок – врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота).

Таким образом, выбранные активные методы обучения активизировали учебно-познавательную деятельность, способствовали побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи. Как показывает практика, использование активных методов является необходимым условием для подготовки детей к школе и приводит к положительным результатам в музыкальном развитии.

 

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
  3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
  4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.
  5. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».
  6. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007
  7. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.

 

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности
дошкольников»

 

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь