Акинина Елена Ивановна
Болдырева Татьяна Ивановна
Шапорова Ирина Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ ДС №28 «Ладушки»
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьёй – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте – организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные формы взаимодействия с родителями. «Первое знакомство», когда мама вместе с ребёнком впервые ненадолго приходят в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждёт его в детском саду (шкафчиком в раздевалке, интересными игрушками, кроваткой в спальне), ребёнок пробует проявить себя в интересной для него деятельности – поиграть с водой и песком, порисовать красками. Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми – сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребёнком.
Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с мамами – «Вот она какая, мамочка родная», где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют.
«Сильные, ловкие, смелые»: дети вместе с родителями играют в подвижные игры.
Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад». В таком альбоме, кроме фотографий детей, можно представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.
Участие родителей и детей в различных смотрах – конкурсах поможет педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты: «Рождественский подарок», «Игрушки для театра – просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребёнка.
В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует совместные праздники и досуги. Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми включались в детские театрализации, участвовали в конкурсах. Со временем проведение совместных с родителями праздников, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама, и я – умелая семья» становится традицией группы детского сада.
Для осознания ребёнком своей роли в семье, воспитатель проводит такие игровые встречи, как: «Посмотрите, это я, это вся моя семья!» (вместе с гостями – разными членами семей – дети рассматривают фотографии, семейные альбомы).
«Папа может всё, что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).
Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создаёт в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.
В старшем дошкольном возрасте педагог строит своё взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творческие умения детей и взрослых педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных, организует совместные детско – родительские проекты поисково – познавательной и творческой направленности – «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем». Такие проекты объединяют педагогов, родителей и детей, развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности.
Итоговой формой сотрудничества с родителями в старшей группе может стать День семьи, в ходе которого каждая семья планирует и совместно с детьми презентацию своей семьи и организует различные формы совместной деятельности – игры, конкурсы, викторины, сюрпризы.
В ходе такой встречи педагог координирует деятельность детей и взрослых, помогает каждой семье придумать свой концертный номер, подсказывает, какие игры лучше включить в программу. Сама возможность организации такой встречи говорит об эффективности сотрудничества педагога с семьёй, при которой родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и активных участников. Так же воспитатель проводит беседы с родителями, в которых обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребёнка, знакомит со способами развития уверенности ребёнка в своих силах. Для развития этих умений у родителей педагог организует детско – родительские тренинги, в которых помогает родителям анализировать мотивы и поступки детей в ходе совместной деятельности, строить партнёрские взаимоотношения со своим ребёнком, поощрять его инициативу. Обогащению родительского опыта по этой проблеме способствуют наблюдение за детьми в ходе открытых занятий, дискуссии на темы: «Каким я вижу своего ребёнка в будущем», «Как развивать способности ребёнка» и т.д.
Организованные педагогом семинары – практикумы позволяют родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы ребёнка: «Посчитай мыльные пузыри», «Кто больше назовёт предметов на букву «а», «Придумай задачи про конфеты». В результате родители убеждаются в том, что подготовка к школе не должна быть скучной для ребёнка. Педагогу очень важно в этот период продолжать организацию совместных с родителями творческих и исследовательских проектов дошкольников «Птицы нашего края», «Вместе создаём мультфильм». Такие проекты помогут показать детям возможности совместного поиска информации по теме в литературе, интернет – источниках, возможность воплотить совместные идеи, проявить инициативу и творчество.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список литературы:
- Сертакова Н. М., Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, О. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. – метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014.
Участие – очное
Секция 3. «Взаимодействие с семьёй посредством внедрения активных методов организации детской деятельности»
[mailerlite_form form_id=2]