Халеева Алла Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня увеличилось число тревожных детей дошкольного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, раздражительностью, быстрой утомляемостью. Появление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.
Тревожность – это результат реальной тревоги, которая зарождается в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка [3, с. 360]. Иначе говоря, это явление социальное. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, беспокойство, раздражительность, не уверенность, которые можно рассматривать как проявление тревожности. У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут придерживаться нужных рекомендации.
Использование в практике следующие методов коррекции детской тревожности принесет положительные результаты:
- – арттерапия;
- – музыкотерапия;
- – сказкотерапия;
- – поведенческий тренинг;
- – психогимнастика (М.И. Чистякова, Р.В. Овчарова и др.);
- – психогимнастические игры и упражнения.
Но, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра, и именно благодаря правильно организованной и правильно подобранной игре можно побороть различные эмоциональные трудности ребенка[157, с. 295]. В работе по преодолению тревожности следует использовать игровую терапию:
- Игры-драматизации, посвященные проигрыванию жизненных проблем, ситуаций, появившихся у ребенка.
- Элементы дидактических игр, которые предполагают постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.
- Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой главный шаг на пути развития способности к координированию своих эмоциональных состояний.
Чтобы существенно снизить тревожность ребенка необходимо обеспечить реальный успех ребенка в разных видах деятельности (игра, помощь по дому и др.). Ребенка надо меньше ругать и больше хвалить, при этом, не сравнивать его с другими детьми, а только с ним самим, давая оценку улучшения его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т. д.).
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка малы. Однако, если появится хотя бы незначительный успех, обязательно нужно его отметить.
Необходимо заострить внимание на обстановку, которая происходит дома и в детском саду. Теплые, доброжелательные отношения, доверительный контакт со взрослыми могут способствовать снижению общей тревожности дошкольника.
Игротерапия является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, можно решить проблемы замкнутости, агрессивности, скованности, а также двигательное раскрепощение детей; игры, обучающие сотрудничеству и уважению прав окружающих.
Тематическая беседа. Нужно обучать понимать свои чувства. Это можно делать с помощью игр, в процессе беседы, на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с ребенком о его физических ощущениях, связанных с ним. В итоге такой деятельности ребенок научится понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Необходимо практиковать в понимании и ощущении ребенком своих чувств, как позитивных, так и негативных.
Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей помогают сформировать адекватную «Я» – концепцию ребенка. Справиться с проблемами и систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапию можно проводит индивидуально и в группе, с использованием разных форм сказкотерапии (песочницы, волшебные сундучки, куклы, волшебные краски, костюмы и т.д.).
Проигрывание ситуаций с последующим их анализом. Этот метод работы помогает научиться понимать свои чувства, чувства других, однако вначале он бывает сложным, потому что дети должны научиться проигрывать ситуацию.
Метод рисунка направлен на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, помогает дошкольнику справиться с конфликтом, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Это помогает ребенку регулировать свои эмоции и поведение.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, помочь поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, для того чтобы дети могли улучшить свое положение в системе межличностных отношений. Также следует родителям и педагогу не оставлять без особого внимания детей с повышенной тревожностью.
Список литературы
- Обухова Д.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2014.-360 с.
- Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей дошкольного возраста/ Д. Б.Эльконин. – М.: Академия, 2012. – 295 с.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ