Хромова Светлана Анатольевна
заведующий
Молостова Ольга Анатольевна
заместитель заведующего по ВМР
Готина Светлана Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
МДОУ ЦРР – детский сад №21 «Незабудка» г.о.Подольск
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ДОМИК ДЛЯ СМЕШАРИКА
конспект образовательной деятельности по ФЭМП с детьми средней группы
Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Цель. Развитие элементарных математических представлений детей.
Программные задачи:
- Формировать умение детей считать до 5, закрепить представление детей знаний о кубе и шаре, способствовать развитию понимания учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
- Расширять и активизировать диалоговую речь детей.
- Продолжать формировать умение детей различать части суток (день, ночь).
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развивать пространственное мышление, творческое воображение, внимание.
- Воспитывать интерес к математике.
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение детей работать в коллективе, не перебивать друзей, отвечать по-одному.
- Воспитывать инициативу, выдержку
Оборудование и материалы. Три мягкие игрушки на резинке (смешарики), одна мягкая игрушка на резинке «Куб», рюкзак с карточками (нарисованные атрибуты смешариков), картина «Зайцы в лесу», кубики Никитиных, палочки Кюизенера, математические планшеты, игры «VAY TOY”, домики из мягких пазлов.
Предварительная работа.
- -Дидактическая игра «Найди, что похоже на круг (квадрат, треугольник).
- -Просмотр мультфильма «Смешарики»
- -Дидактические игры по счету и отсчету предметов в пределах 5
- -Подвижная игра «День-ночь»
- -Дидактические игры по ориентировке детей в пространстве и на плоскости
- -Развивающие игры с детьми «Собери узор», «Сложи квадрат», с математическим планшетом и палочками Кьюизенера.
Мотивационно – ориентировочный этап
В. Сегодня утром, по дороге в детский сад, я встретила двух мультяшных героев. Вы хотите узнать кого?
Д. Да!
В. Тогда отгадайте загадку:
«Взгляд – не угольный,
Речь – не игольная,
Уж такие славные,
Мягкие, да плавные,
Лёгкие – как шарики,
Добрые …» (СМЕШАРИКИ)
В: Правильно! Я пригласила их к нам в гости, но пока вас не было, они куда-то спрятались.
В. А! Вот они где. (Воспитатель достаёт Кубик и Кроша)
Практический этап
К. Я – Крош. Я – смешарик . Я – заяц.
Я сильный, я быстрый весьма.
Живу, где хочу я катаюсь,
Я сам от себя без ума.
Куб: Я тоже смешарик.
В. Ты тоже смешарик? Как тебя зовут?
Куб. Я не знаю.
В. Вот это дела! Дети, давайте поможем этому мультяшке. Как вы думаете, это смешарик?
Д. Нет.
В. А почему нет?
Д. Смешарики – это шарики. Они круглые, у них нет углов, и они катаются. А он кубик. У него есть углы, стороны, и он не может кататься.
В. Тогда давайте придумаем ему название.
Д. (ответы детей).
В. Хорошо! Будем называть его «Смехокубик»
Тебе нравится такое название? (воспитатель обращается к Смехокубику)
Кубик: Да! Очень хорошее и правильное название. Ура! Я буду Смехокубиком!
В. Крош, а куда вы направлялись?
К. Ёлки-иголки! Так у этого Смехокубика нет своего домика! И мы направлялись в мастерскую Смешариков, чтобы придумать домик для него. В. Дети, а вы хотите побывать в мастерской Смешариков?
Д. Да, конечно хотим!
К. Тогда вперёд! Но сначала надо зайти к моим друзьям-смешарикам. Ёлки-иголки, а к кому мы сначала пойдем?
В. Сейчас узнаем! (Ребенок достает из рюкзака Кроша карточку с изображением атрибута и дорожки из геометрических фигур. Например, карточка для Нюши (нарисован зонтик, зеркало и дорожка из геометрических фигур – кругов)
В. Как вы думаете, к кому мы пойдем?
Д. К Нюше!
В. Дети, посмотрите, перед нами не простая дорожка, а из геометрических фигур. Какая дорожка ведет к домику Нюши? Посмотрите внимательно на карточку, на ней есть подсказка – дорожка из определенных геометрических фигур. (Дети догадываются, что дорожка, ведущая к Нюше, состоит из кругов).
В. Тогда идём к Нюше, наступая на геометрические фигуры – круги. (Воспитатель отдает Кроша и Смехокубика детям)
В: Крош, ты идешь первым, а Смехокубик последним. (Дети идут по дорожке, наступая только на геометрические фигуры – круги, подходят к домику Нюши)
В. Вот и домик Нюши.
Н. Здравствуйте!
К. Ёлки-иголки, Нюша, чем занимаешься?
Н. Журналы просматриваю. В одном из журналов я увидела картинку «Зайчики». Только зайчиков я там не могу найти. Вы мне помогите. Они спрятались, и я даже не знаю, сколько их на картинке.
Дети ищут на картинке зайчиков и считают их (всего 5 зайчиков)
Н. Вот спасибо вам! Оказывается всё так просто!
В. Нюша, пойдём с нами в «Мастерскую смешариков» придумывать домик для Смехокуба.
Н. С большим удовольствием!
Куб. К кому мы пойдем?
В. Сейчас мы узнаем! (Ребенок достает из рюкзака Кроша карточку с изображением атрибута и дорожки, состоящей из определенных геометрических фигур. Например, карточка для Совуньи (нарисован клубок со спицами, и дорожка из геометрических фигур – квадратов)
В. Дети, как вы думаете, к кому мы сейчас пойдем?
Д. К Совунье.
В. Да, мы идём к Совунье.
В. Какая дорожка ведет к домику Совуньи? Посмотрите внимательно на карточку, на ней есть подсказка – дорожка из определенных геометрических фигур. (Дети догадываются, что дорожка, ведущая к Совунье состоит из квадратов и идут по дорожке, наступая на геометрические фигуры – квадраты).
В. Нюша идет первая, Смехокубик идет между (Витей и Сашей), а Крош идет последним. (Дети подходят к домику Совуньи).
С. Что такое? А – а-а! Это вы мои, мои друзья! Здравствуйте! Уф, как вас много! Зачем пришли? Может, вам нужен «рыбий жир»?
К. Мы идём в «Мастерскую смешариков», чтобы придумать дом для Смехокубика. Пойдём с нами.
С. Конечно пойду, но сначала поиграйте со мной в игру «День-ночь».
Подвижная игра «День-ночь»
С. Очень хорошо! Можно отправляться в путь – дорогу.
В. Совунья, а ты знаешь дорогу в мастерскую?
С. Да-а-а! Конечно!
В. Тогда Совунья идет первая, Смехокубик между (Леше и Аленой), Крош между (Василисой и Аней), а Нюша пойдёт последней. (Под музыку дети подходят к «Мастерской Смешариков»)
С. А вот «Мастерская смешариков»!
В. Дети, посмотрите, как здесь интересно! Оказывается, что домики можно строить из разных материалов. (На столах лежат палочки Кьезенера, математические планшеты и кубики Никитиных.)
В. Пройдите и постройте домик для Смехокубика. (Звучит спокойная музыка, дети проходят к столам и создают домики)
Смехокубик рассматривает домики, которые придумали дети, и благодарит их. Смешарики и Смехакубик прощаются с детьми.
В. Нам пора возвращаться в нашу группу. (Дети под музыку «приходят в группу»)
Рефлексивно-оценочный этап
В. – Кто к нам приходил в гости?
– Куда мы ходили?
– Зачем мы ходили в «Мастерскую смешариков»?
-Вам понравилось придумывать домики? – Кому вы расскажите о сегодняшней встрече?
В. Молодцы!
Последующая работа.
Рассказывание сказки с помощью математического планшета «Однажды в лесу».
Список литературы.
- Гин С.А. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. -М.; КЕК «Галактика»,2018. -138с.:ил.
- Нехаева Е.Г. ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей – М.; КТК «Галактика», 2019. -156с; ил.
- Никитин, Борис Павлович. Ступеньки творчества. Развивающие игры/7-е изд., испр, и доп.-Москва: Самокат,2018. -+[32]: цв.ил.- (Самокат для родителей). -ISBN 978-5-91759-528-3
- Сидорчук Т.А. Игра «Да – нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. -М.: АРКТИ, 2018. -80с. (Растем умными (Технология ТРИЗ))
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ