Калитина Елена Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»
с. Погореловка
Корочанского района, Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В современной педагогике не мало актуальных проблем и одна из них — это формирование самостоятельности и уверенности дошкольников. Рамки ФГОС ДО ориентируют педагогов на решение следующих задач: развитие индивидуальности и социализации дошкольников. Для успешной реализации данной задачи необходимо создание следующих психолого- педагогических условий:
- строится образовательная деятельность должна на основе взаимодействия педагогов и детей, ориентируясь на интересы, возможности и желание в данный момент каждого ребенка;
- поддержка детской самостоятельности во всех видах деятельности;
- дать детям возможность самостоятельно выбирать способ действия, материал, участников деятельности.
Анализ нормативной документации, современных образовательных программ говорит о том, что нужно менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию образовательного процесса.
Самостоятельность ребенка — это процесс выполнения того или иного действия без чьего-либо руководства, это деятельность. Самостоятельность является одним из свойств личности, характера. Психическое благополучие и физическое здоровье — это главная задача любого учреждения, работающего с детьми. В обязанность педагогов входит создание такой среды, в которой бы обеспечивалась безопасность детей, их физическое развитие, двигательная активность, укрепление здоровья физического и психического.
В физическом развитии дошкольников самое слабое место — это развитие самостоятельности детей. Перед детьми нужно ставить цель правильно выполнять разучиваемые движения, оценивать правильность и качество выполнения своих движений и своих сверстников. Развивать самостоятельность и уверенность на занятиях по физической культуре можно уже с младшей группы, привлекая воспитанников к выбору оборудования и самостоятельному их размещению по залу. Старшие дети могут также самостоятельно отобрать оборудование для занятия, но уже в установленном количестве или также разместить по залу на определенном расстоянии. При выполнении общеразвивающих упражнений старшим дошкольникам нужно объяснить о правильности исходного положения, что от него зависит правильность выполнения всего упражнения.
Для самостоятельного выполнения физических упражнений детям можно предложить карточки со схемами выполнения упражнений. По ним дошкольники следят за правильностью выполнения упражнений. Педагог может помочь сделать выбор тем, что создаст необходимые условия и на виду оставит оборудование, которое хотел бы, чтобы использовали дети. С этой целью поможет справиться деление спортивного зала на сектора: сектор метания, сектор прыжков, лазания, бега… так каждый сектор зала с необходимым оборудование уже сам говорит о виде деятельности, педагогу нужно только разнообразить его.
Начало физкультурного занятия хорошо бы начинать с какой-то речевки, слогана, приветствия на тему спорта, здоровья, настраивающего детей на положительное эмоциональное общение, совместное обсуждение плана занятия. Хорошо помогает организовать детей игра на внимание в начале занятия, разминка с музыкальным сопровождением. Затем педагог обозначает работающие сектора на сегодняшнем занятии. Например, в секторе прыжков: «Сегодня появились скакалки, кто хочет с ними познакомиться?» В секторе мяча: «Предлагаю отработать технику ведения мяча с продвижением вперед, передача мяча друг другу двумя руками от груди.» В секторе метания ребята могут отработать технику метания из-за плеча, правой левой рукой, снизу сверху. Таким образом дети могут самостоятельно выбрать любой сектор спортивного зала с тем или иным оборудованием и работать над движениями. Могут отработать уже знакомые движения или познакомиться с новыми. Несмотря на ограниченное количество секторов у детей все равно есть самостоятельное право выбора сектора, оборудования, пособия, партнера. Задача взрослого на этом занятии показать детям, что их выбор важен и ценен так же, как и задания, предлагаемые педагогом. Во время деятельности в секторах хорошо использовать карточки-схемы с алгоритмом правильного выполнения действий, что сократит время объяснений и даст возможность детям для самостоятельных проб и ошибок. Роли педагога отводится важная задача, во время любой самостоятельно выбранной деятельности, кроме предоставление развивающей предметной среды, наблюдение, общение, совет при выборе деятельности, поддержка ребенка, если нуждается, то и помощь. Важно не забывать самостоятельно выбранная деятельность ребенка под контролем взрослого должны находиться в балансе. Определить цель, выбрать центр дети могут самостоятельно. Тем не менее взрослые должны всегда находиться рядом, чтобы выслушать вопросы, оказать помощь, подключиться к обсуждению задания и методов решения. Может понадобиться даже личный пример, а также моделирование игровых проблемных ситуаций, например, «Каскадеры», «Пожарные», «Скорая помощь», «Спасение утопающих». Основная задача педагога поддержать дошкольников, помочь осмыслить свои действия, оценить их правильность, свое поведение. Через определенное время по свистку дети меняются карточками, секторами. Так за одно занятие дети могут пройти 2-3 сектора. После выполнения основных движений детям предлагаются карточки с уже знакомыми подвижными играми, дети самостоятельно выбирают игру и группируются по интересам, карточек с играми около 4. Поощрять стремление детей менять правила игры, усложнять, договариваться об этом заранее.
В заключительной части занятия проводятся игры-упражнения в виде упражнений, восстанавливающих дыхание, самомассажей, релаксации, возможно придумывание детьми новых упражнений. В итоговой беседе с детьми выяснить, что им понравилось, почему, какие упражнения показались наиболее сложными и где бы они их потом могли применить. Данная форма организованной деятельности является интересной для детей, так как является нестандартной, помогает решить задачи в развитии физических качеств, выносливости, гибкости, быстроты; накопить и разнообразить двигательный опыт.
При организации такой формы занятия педагог должен отказаться от критичности, оценки, замечаний в адрес ребенка, а использовать только доброжелательный тон и спокойствие, не заставлять, не приучать детей, а напоминать, помогать, хвалить, тем самым повышать самооценку, воспитывать уверенность в себе.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ