Малахова Наталья Николаевна
Тулинова Людмила Анатольевна
Черных Галина Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытию детских дарований. А преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей — в непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Одарённость – это наличие потенциально высоких способностей у человека. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в какой-либо сфере деятельности: литературной, музыкальной, художественной, математической и т.д.. Среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые на занятиях все легко и быстро схватывают, знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются, быстро запоминают услышанное или прочитанное, решают сложные задачи, требующие умственного усилия, задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения, очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. Это типичные черты одаренных детей. [2, 16].
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
- — дети с высоким общим уровнем умственного развития;
- — дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Одаренность и способности являются биологически заданными явлениями, а также формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал правильно организовать его деятельность в ДОУ и дома. [3, 117].
Принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Для успешного развития одаренности необходимо создание предметно-развивающей среды, где ребенок мог бы проявить себя через мотивацию к самостоятельной деятельности. Методы организации самостоятельной деятельности талантливых детей у нас в детском саду создаются через:
- предметно-развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира;
Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной. Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей имеются различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, игры типа «Танграм», «Морской бой», различные головоломки.
В группу приносятся книги познавательного характера, дающие возможность приобретения новых знаний. Книги имеют яркие красочные иллюстрации и не очень большое количество довольно крупного текста, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно.
В группе созданы условия для экспериментирования детей с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п. Это исследовательский центр, в котором можно самостоятельно проводить опыты.
Дети реализуют ранее полученные знания в различной деятельности: игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Для игр, а также конструирования из крупного строительного материала выделено место, которое обеспечивает свободное перемещение, размещение материала. Это позволяет создавать постройки, прятаться, искать друг друга, отыскивать «клад» по карте-схеме, организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки.
В соответствии с возрастными особенностями детей имеется определенная атрибутика для игр: наборы конструкторов: деревянный разных размеров, пластмассовый (типа «Лего») и др. В свободном доступе у детей бумага, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки обоев, краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки, спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева). Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку, изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др. Насыщенная окружающая предметная среда обеспечивает дальнейшее развитие способностей детей.
- регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
- индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с психологом, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;
- оказание помощи родителям в развитии у детей каких — либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;
- взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
- профессиональная компетенция педагога.
Профессиональная компетентность педагога подразумевает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Соответственно, педагог должен обладать такими профессиональными компетенциями как:
- – умение применять современные методики, технологии и ИКТ, для развития способностей одаренного ребенка;
- – способность применять современные методы диагностирования достижений детей;
- – способность использовать возможности образовательной среды, в том числе, информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для разных категорий населения, в том числе, с использованием современных ИКТ [1, 18].
Педагог, желающий получить результаты в работе с одаренными детьми, большую часть своего времени отводит на их обучение и воспитание, параллельно выявляя способности ребенка к чему либо или развивая их, если таковые имеются. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие, а также не были бы выявлены наиболее талантливые воспитанники. А современная молодежь оказалась бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Таким образом, для организации самостоятельной деятельности одаренных дошкольников нужно проводить специальные развивающие занятия, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающие их особенностям; создавать условия для дальнейшего их развития и реализовывать достигнутое в свободной деятельности.
Список литературы
- Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей. – 1991. – Т. 112.
- Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2003. — С. 27-34.
- Методология и методы психолого-педагогической диагностики одаренности: учебно-методическое пособие // Сост. Е.Е. Мерзон, А.Н. Панфилов, В.М. Панфилова, О.М. Штерц. — Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2014. — 522 с.
Участие – очное
Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»
[mailerlite_form form_id=2]