Формирование пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

0
78

Наумова Галина Петровна
Васильева Алевтина Петровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №11»
г. Чебоксары

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(теоретические обоснования)

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности. Проанализированы особенности пространственного восприятия.

Ключевые слова: дошкольный возраст, пространственная ориентировка, двигательная деятельность.

Проблема пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что формирование первичных представлений о пространстве должно обязательно включаться в содержание образовательной программы (п. 2.6).

Изучением вопросов развития восприятия и формирования пространственной ориентировки занимались многие психологи и педагоги — исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко Е.Ф, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, А. П. Запорожец, Л. А. Венгер, З. А. Михайлова, В. В. Данилова, Р. Л. Непомнящая, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. Д. Рихтерман, А. М. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. И. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова, А.А. Столяр, В.Каразану, М. А. Фидлер и др.).

Результаты их исследований позволили выявить особенности чувственной и словесной ориентировки в пространстве, описать видовое разнообразие систем отсчета («от себя», «от объекта» и др.) и используемых речевых средств (наречия, предлоги), установить последовательность возрастных этапов развития пространственной ориентировки, дать характеристику каждому из них.

Ориентировка в пространстве имеет непосредственное значение для развития всех сторон деятельности человека, охватывая при этом всевозможные стороны взаимодействия его с действительностью. Вследствие этого гармоничное, всестороннее формирование личности ребенка не может произойти без развития его способности ориентировки в пространстве [3].

С точки зрения Т.И. Мусейибовой, ориентация человека в пространстве включает в себя пространственное различение и восприятие пространства, пространственные представления и понимание различных пространственных отношений: по форме, по размерным отношениям и различным протяженностям объектов, по пространственным направлениям, по местоположению объектов в пространстве и др. Форма, объём, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между ними, направления пространства – все это различные пространственные категории. Восприятие и представление о них — суть пространственные представления и восприятия [1].

Как отмечает Э.Я Степаненкова, ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т.е. ориентируется на себя. Постепенно ребенок овладевает ориентировками «от себя» и «от объектов» [2].

Дети старшего дошкольного возраста практически могут различать правую и левую сторону собственного тела. Они правильно пользуются предлогами в, на, под, около при обозначении местоположения предмета. Однако овладение такими словами, как рядом, между, напротив представляет для ребенка значительные трудности. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте наблюдается существенное различие между пониманием значения слова, отражающего пространственные отношения, и умением самостоятельно пользоваться им в своей речи. Практика показывает, что дети правильно выполняют задание «встань напротив ребенка или предмета», но самостоятельно определить свое положение словом «напротив» затрудняются. Чаще дети заменяют его выражением «лицом друг к другу» [2].

Так же Э.Я. Степаненкова отмечает, что, учитывая процесс овладения пространственными ориентировками, который тесно связан у человека с развитием первой и второй сигнальной систем, особенно важно правильно использовать слово при проведении игр и упражнений.

По мнению Л.А. Хижняк, использование конкретных, четких пространственных терминов является необходимым условием усвоения, правильного восприятия ребенком пространства и выполнения им заданий (например, «встаньте друг за другом, вдоль стены, повернитесь налево и пройдите между стульями, стоящими посреди зала») [3]. Важную роль в развитии представления о пространстве должно сыграть привлечение детей к словесному отчету о своих действиях, содержании игр и правил, расположении играющих детей в пространстве.

Итак, современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных образовательных учреждений убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информа­цию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и спо­собах пространственной ориентации, научиться пользовать­ся ими в различных жизненных ситуациях. Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь: освоить собственное тело как точку отсчета простран­ственных направлений (на себе); ориентироваться в окружающем от себя, от другого че­ловека, от других предметов, использовать это как систему отсчета (от себя, от другого лица, от любых предметов); ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку); ориентироваться по основным пространственным направлениям, используя это как систему отсчета; пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражаю­щими знания о предметно-пространственном окружении).

Список литературы:

  1. Мусейибова, Т. И. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. И. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 3. – С. 36 – 41.
  2. Степаненкова, Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 – 6 лет в подвижных играх и упражнениях / Э. Я. Степаненкова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти ч. / Сост.: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая – СПб.: ЛНПК «АРК», 1994. – Ч. 4 – 6. – С. 156 – 159.
  3. Хижняк, Л.А. Особенности развития пространственной ориентировки старших дошкольников средствами физического воспитания / Л. А. Хижняк, Ю. М. Еремина // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE: сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: Часть 3 / Л. А. Хижняк, Ю. М. Еремина. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С.96 – 101.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь