Некипелова Евгения Александровна
учитель-логопед
Демина Екатерина Александровна
педагог-психолог
Магомедова Патимат Магомедовна
воспитатель
МБДОУ д/с №32
г. Норильск
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. В работе с дошкольниками необходимо тренировать активный словарь детей и способствовать накоплению пассивного словаря.
Ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря производится во всех видах детской деятельности. Хотим представить Вам работу со словарем в процессе обучения на примере фронтального логопедического занятия по теме «Звук [И], буква И. Фрукты»
Цель: уточнить артикуляцию звука [и], познакомить с буквой и; закрепить знания по теме «Фрукты».
Задачи:
Обучающие: научить детей слышать звук [и] среди гласных звуков, дать понятие «звуковой ряд», расширить словарь по теме: «Фрукты»; уметь отвечать полным предложением.
Развивающие: развивать фонематический слух; общую и мелкую моторику рук, ловкость, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка; воображение, фантазию.
Коррекционные: выработать четко, координированного движения органов речевого аппарата; скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии, формировать сенсомоторные навыки.
Воспитывающие: самоконтроль, уважение к собеседнику, усидчивость.
Оборудование: презентация по теме; мяч; индивидуальные зеркала; красный семафор; волшебные домики; картинки муляжи фруктов; картинки слов в которых есть изучаемый звук; счетные палочки; трафареты; индивидуальные тетради; карандаши цветные; мячи «Су-Джок».
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».
Ход работы:
1.Организационный момент
На проекторе картина фруктового сада и садовник собирает урожай.
Учитель-логопед предлагает детям угадать, куда они отправляются сегодня в «путешествие»? Дети угадывают и объясняют свое мнение. Проводится игра «Что таким бывает?»
- Игра с мячом «Что таким бывает?».
Учитель-логопед называет прилагательное, дети – подходящее по смыслу существительное: красное – яблоко, сочная – груша, кислый – лимон и т.д.
2.Основная часть:
На проекторе картинка инжира. Обсуждается что это за фрукт. С какого звука начинается слово инжир. Учитель-логопед сообщает тему работы.
- Знакомство со звуком
Учитель-логопед объясняет: – Звук [и] – гласный.
При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке (работа с зеркалом).
Дается выделение звука [и] из ряда гласных звуков. Услышав звук [и], дети поднимают красный семафор: а-и-у-и-а-у-у-и…
Выясняется, что на письме звук [и] обозначен буквой И.
Волшебным невидимым карандашом печатается изучаемая буква в воздухе.
- «Волшебный домик».
На проекторе картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, отправляя красную фишечку в первое окошко дома – если звук в начале слова, во второе окошко – если звук в середине слова и в третье окошко – если звук в конце слова (индюк, ива, лимон, сапоги, кит, Ира).
- «Чтение стихотворения».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [и]:
Индюк из города идет,
Много фруктов он несет:
Апельсины, мандарины, манго и инжир
Фрукты не простые,
Интересные и золотые,
Полезные и неземные!
Беседа по содержанию стихотворения.
- «Составь предложение».
Дети составляют предложения из пары слов:
- Ира — лимон (Ира купила лимон.)
- Игорь — игрушки (Игорь убрал игрушки.)
- Инна — иголка (Инна уколола палец иголкой.)
- Илья — инжир (Илья собирал инжир.)
- Никита — пила (Никита пилил дрова.)
- Физкультминутка
На проекторе видео «Как варится компот»
Будем мы варить компот, (Имитация помешивания большой кастрюли с компотом)
Фруктов нужно много. Вот. (Поднимание рук вверх в большой круг и резкое опускание
на слово «Вот»)
Будем яблоки крошить, (Быстрое поднимание опускане ног)
Грушу будем мы рубить. (Имитация резания груш руками)
Отожмем лимонный сок, (Имитация отжима сока)
Слив положим и песок. (Приседание)
Варим, варим мы компот, (Прыжки)
Угостим честной народ. (Повороты в сторону)
Раздаются Су-Джок мячи как фрукты из которых делали компот, дети произвольно делают массаж ладошкам и присаживаются за столы.
- Знакомство с буквой И
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы И
Учитель-логопед читает стихотворение:
На калитку посмотри.
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. В.Степанов
Дети обводят и раскрашивают красным карандашом трафарет буквы и, выкладывают ее из счетных палочек.
Далее они печатают строчку буквы и и выкладывают в кассе слог иа, выполняют анализ, записывают в тетрадь.
- За калиткой буквы И много фруктов, какой сок получится из апельсина – апельсиновый и т.д. игра «Что за сок?»
4. Итог.
Выясняется, что запомнилось детям из работы в ходе путешествия. И напоминаются основные интересные моменты занятия.
Работа ведется под музыкальное сопровождение и предоставление детям возможности самим понять пофантазировать над дальнейшей деятельностью в пределах данной темы (в этом помогает созданная обстановка и подобранный видео материал).
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 360 с.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ