Словарная работа в подготовительной логопедической группе ДОУ

0
1468

Некипелова Евгения Александровна
учитель-логопед
Демина Екатерина Александровна
педагог-психолог
Магомедова Патимат Магомедовна
воспитатель
МБДОУ д/с №32
г. Норильск

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. В работе с дошкольниками необходимо тренировать активный словарь детей и способствовать накоплению пассивного словаря.

Ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря производится во всех видах детской деятельности. Хотим представить Вам работу со словарем в процессе обучения на примере фронтального логопедического занятия по теме «Звук [И], буква И. Фрукты»

Рекламное сообщение     

Цель: уточнить артикуляцию звука [и], познакомить с буквой и; закрепить знания по теме «Фрукты».

Задачи:

Обучающие: научить детей слышать звук [и] среди гласных звуков, дать понятие «звуковой ряд», расширить словарь по теме: «Фрукты»; уметь отвечать полным предложением.

Развивающие: развивать фонематический слух; общую и мелкую моторику рук, ловкость, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка; воображение, фантазию.

Коррекционные: выработать четко, координированного движения органов речевого аппарата; скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии, формировать сенсомоторные навыки.

Воспитывающие: самоконтроль, уважение к собеседнику, усидчивость.

Оборудование: презентация по теме; мяч; индивидуальные зеркала; красный семафор; волшебные домики; картинки муляжи фруктов; картинки слов в которых есть изучаемый звук; счетные палочки; трафареты; индивидуальные тетради; карандаши цветные; мячи «Су-Джок».

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

Ход работы:

1.Организационный момент

На проекторе картина фруктового сада и садовник собирает урожай.

Учитель-логопед предлагает детям угадать, куда они отправляются сегодня в «путешествие»? Дети угадывают и объясняют свое мнение. Проводится игра «Что таким бывает?»

  • Игра с мячом «Что таким бывает?».

Учитель-логопед называет прилагательное, дети – подходящее по смыслу существительное: красное – яблоко, сочная – груша, кислый – лимон и т.д.

2.Основная часть:

На проекторе картинка инжира. Обсуждается что это за фрукт. С какого звука начинается слово инжир. Учитель-логопед сообщает тему работы.

  • Знакомство со звуком

Учитель-логопед объясняет: – Звук [и] – гласный.

При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке (работа с зеркалом).

Дается выделение звука [и] из ряда гласных звуков. Услышав звук [и], дети поднимают красный семафор: а-и-у-и-а-у-у-и…

Выясняется, что на письме звук [и] обозначен буквой И.

Волшебным невидимым карандашом печатается изучаемая буква в воздухе.

  • «Волшебный домик».

На проекторе картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, отправляя красную фишечку в первое окошко дома – если звук в начале слова, во второе окошко – если звук в середине слова и в третье окошко – если звук в конце слова (индюк, ива, лимон, сапоги, кит, Ира).

  • «Чтение стихотворения».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [и]:

Индюк из города идет,
Много фруктов он несет:
Апельсины, мандарины, манго и инжир
Фрукты не простые,
Интересные и золотые,
Полезные и неземные!

Беседа по содержанию стихотворения.

  • «Составь предложение».

Дети составляют предложения из пары слов:

  • Ира — лимон (Ира купила лимон.)
  • Игорь — игрушки (Игорь убрал игрушки.)
  • Инна — иголка (Инна уколола палец иголкой.)
  • Илья — инжир (Илья собирал инжир.)
  • Никита — пила (Никита пилил дрова.)
  1. Физкультминутка

На проекторе видео «Как варится компот»

Будем мы варить компот, (Имитация помешивания большой кастрюли с компотом)
Фруктов нужно много. Вот. (Поднимание рук вверх в большой круг и резкое опускание
на слово «Вот»)
Будем яблоки крошить, (Быстрое поднимание опускане ног)
Грушу будем мы рубить. (Имитация резания груш руками)
Отожмем лимонный сок, (Имитация отжима сока)
Слив положим и песок. (Приседание)
Варим, варим мы компот, (Прыжки)
Угостим честной народ. (Повороты в сторону)

Раздаются Су-Джок мячи как фрукты из которых делали компот, дети произвольно делают массаж ладошкам и присаживаются за столы.

  • Знакомство с буквой И

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы И

Учитель-логопед читает стихотворение:

На калитку посмотри.
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. В.Степанов

Дети обводят и раскрашивают красным карандашом трафарет буквы и, выкладывают ее из счетных палочек.

Далее они печатают строчку буквы и и выкладывают в кассе слог иа, выполняют анализ, записывают в тетрадь.

  • За калиткой буквы И много фруктов, какой сок получится из апельсина – апельсиновый и т.д. игра «Что за сок?»

4. Итог.

Выясняется, что запомнилось детям из работы в ходе путешествия. И напоминаются основные интересные моменты занятия.

Работа ведется под музыкальное сопровождение и предоставление детям возможности самим понять пофантазировать над дальнейшей деятельностью в пределах данной темы (в этом помогает созданная обстановка и подобранный видео материал).

Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 360 с.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь