Пальцева Наталья Геннадьевна
инструктор по физической культуре
Искаева Екатерина Николаевна
Юдина Елена Алексеевна
старшие воспитатели
СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5
г. Сызрань
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
опыт работы
Взрослых всегда беспокоили вопросы: как обеспечить полноценное развитие дошкольника? как подготовить ребенка к обучению в школе? Одним из «практических» ответов на эти вопросы является развитие у воспитанников мелкой моторики рук, улучшение координации движений и пространственных представлений.
Нарушения моторики создают огромные трудности в овладении письменной речью, а также приводят к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в период адаптации к школьным условиям.
Важнейшим средством для развития тонкой моторики рук служат игры и упражнения с предметами. Именно предметно-манипулятивная деятельность находится в основе развития двигательных функций рук.
У детей с ОНР часто отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук. Она характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Вследствие этого одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп выступает развитие мелкой моторики.
Для того чтобы развитие мелкой моторики рук у детей стало интересным и увлекательным, необходимо применять различные игры, графические и игровые упражнения.
Графические и игровые упражнения рекомендуется выполнять не только на бумаге, но и магнитных досках, световых планшетах, водных ковриках. При этом использовать можно специальные ручки, карандаши, фломастеры, маркеры. Примеры некоторых упражнений: «Нарисуй шерсть кошечке, собачке, зайчику, медведю» (штриховка); «Дорисуй картину»; «Продолжи узор по клеточкам», «Водилочка», «Что скрывают точки» (по готовому образцу); «Услышь и нарисуй» (графический диктант по словесному указанию).
Более эффективным способом является рисование пальчиками. Для этого используют песочные столы с подсветкой. Заменить песок можно манкой, рисом, кофе, солью. Примеры некоторых упражнений: «Следы зверя», «Лыжники», «Дороги для машин», «Море волнуется» (рисунок пальцами, ребром ладони); «Обведем фигуры», «Напишем буквы (слово)», «Нарисуй что хочешь» (рисование пальцами сразу обеих рук).
Огромное значение в развитии мелкой моторики у детей с ОНР имеют игры с предметами, игрушками, природным и бросовым материалом.
Игра «На острове сокровищ». Использовать можно следующий материал: коробки с песком (фасолью, горохом, каштанами и т.д.), различные мелкие предметы, карточки с изображением этих предметов. Ход игры: предложить детям отыскать предметы на таинственном острове.
Игра «Веселые прищепки». Для игры подойдет следующий материал: плоскостные игрушки и фигурки, разноцветные деревянные и пластмассовые прищепки. Описание: взрослый предлагает детям с помощью прищепок закончить изображение.
Игры с мячом для развития ориентировки в пространстве.
Данные упражнения должны быть направлены на отработку силы, на точность движения. Они дают возможность определить себя и предметы в окружающем пространстве. Для упражнений подойдут резиновые, теннисные мячи.
«Мяч я не роняю, вправо, влево я катаю»
«Попади в цель»
«Слева, справа постучу, ничего не упущу»
Игры с мячом для формирования правильного звукопроизношения.
«Ладошкой по мячу стучи, звук скорей произноси»
«Гласный звук услышишь – мяч бросай-ка выше»
«Мяч скорее подбрось, поймай – громко звуки называй»
Игры и упражнения с элементами ТРИЗ
Свое общение с детьми педагогу необходимо строить так, чтобы воспитанники не только овладели определенной суммой знаний, но и смогли в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.
1.«Вчера, сегодня, завтра»
Все, что было, помнить будет и потом не позабудет.
2.«Хорошо – плохо»
В мире так бывает –
Это каждый знает.
Хорошо и плохо,
Знает каждый кроха.
- «Бывает – не бывает»
Бывает – не бывает?
Кто же это знает?
Так бывает или нет,
Кто же даст скорей ответ?
Моделирование.
Взрослый предлагает детям смоделировать игру с мячом, которая направлена на развитие фонематического слуха.
Варианты игры:
- Взрослый бросает мяч ребёнку и называет звук. Ребёнок определяет, какой был звук, гласный или согласный, бросает мяч взрослому.
- Взрослый бросает мяч ребёнку, называет только гласные (согласные) звуки. Ребёнок называет только согласные (гласные) звуки, бросает мяч взрослому. Использовать можно разные варианты: согласные мягкие, твёрдые, звонкие, глухие.
- Взрослый бросает мяч ребёнку, произносит слово без одного какого-то звука. Ребёнок бросает мяч взрослому, называя пропущенный звук.
Игра «Словесная цепочка»
Взрослый предлагает ребенку называть разные слова так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего.
Например: вилка – арбуз – заяц – цапля – ящерица
«Вспомни слово»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать слова на заданный звук. Например: на звук М: мак, мама, малина, мартышка, молоко, мороз, мечта и т.д.
Игры на прогулке. Во время прогулки взрослый прививает ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Дикие животные», «Домашние животные», «Магазин», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Очень большую пользу приносят наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова взрослый должен объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Игра «Волшебные очки».
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится желтым (красным, оранжевым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: желтые сапоги, желтый мяч, желтый дом, желтый забор».
Игра «Исправь ошибку».
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Клетка залетела в птичку. Ручеек перепрыгнул через мальчика. Норка залезла в мышку. На лягушку прыгнула кувшинка. Пенек спрятался за зайчика.
Игра «Ищем слова»
Назови слова, которые можно вынуть из компота? Аптеки? Зоопарка?
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ