Игры и упражнения, применяемые в работе с детьми с ОНР

0
4931

Пальцева Наталья Геннадьевна
инструктор по физической культуре
Искаева Екатерина Николаевна
Юдина Елена Алексеевна
старшие воспитатели
СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5
г. Сызрань

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
опыт работы

 

Взрослых всегда беспокоили вопросы: как обеспечить полноценное развитие дошкольника? как подготовить ребенка к обучению в школе? Одним из «практических» ответов на эти вопросы является развитие у воспитанников мелкой моторики рук, улучшение координации движений и пространственных представлений.

материалы в печатный сборник 

Нарушения моторики создают огромные трудности в овладении письменной речью, а также приводят к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в период адаптации к школьным условиям.

Важнейшим средством для развития тонкой моторики рук служат игры и упражнения с предметами. Именно предметно-манипулятивная деятельность находится в основе развития двигательных функций рук.

У детей с ОНР часто отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук. Она характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Вследствие этого одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп выступает развитие мелкой моторики.

Для того чтобы развитие мелкой моторики рук у детей стало интересным и увлекательным, необходимо применять различные игры, графические и игровые упражнения.

Графические и игровые упражнения рекомендуется выполнять не только на бумаге, но и магнитных досках, световых планшетах, водных ковриках. При этом использовать можно специальные ручки, карандаши, фломастеры, маркеры. Примеры некоторых упражнений: «Нарисуй шерсть кошечке, собачке, зайчику, медведю» (штриховка); «Дорисуй картину»; «Продолжи узор по клеточкам», «Водилочка», «Что скрывают точки» (по готовому образцу); «Услышь и нарисуй» (графический диктант по словесному указанию).

Более эффективным способом является рисование пальчиками. Для этого используют песочные столы с подсветкой. Заменить песок можно манкой, рисом, кофе, солью. Примеры некоторых упражнений: «Следы зверя», «Лыжники», «Дороги для машин», «Море волнуется» (рисунок пальцами, ребром ладони); «Обведем фигуры», «Напишем буквы (слово)», «Нарисуй что хочешь» (рисование пальцами сразу обеих рук).

Огромное значение в развитии мелкой моторики у детей с ОНР имеют игры с предметами, игрушками, природным и бросовым материалом.

Игра «На острове сокровищ». Использовать можно следующий материал: коробки с песком (фасолью, горохом, каштанами и т.д.), различные мелкие предметы, карточки с изображением этих предметов. Ход игры: предложить детям отыскать предметы на таинственном острове.

Игра «Веселые прищепки». Для игры подойдет следующий материал: плоскостные игрушки и фигурки, разноцветные деревянные и пластмассовые прищепки. Описание: взрослый предлагает детям с помощью прищепок закончить изображение.

Игры с мячом для развития ориентировки в пространстве.

Данные упражнения должны быть направлены на отработку силы, на точность движения. Они дают возможность определить себя и предметы в окружающем пространстве. Для упражнений подойдут резиновые, теннисные мячи.

«Мяч я не роняю, вправо, влево я катаю»

«Попади в цель»

«Слева, справа постучу, ничего не упущу»

Игры с мячом для формирования правильного звукопроизношения.

«Ладошкой по мячу стучи, звук скорей произноси»

 «Гласный звук услышишь – мяч бросай-ка выше»

«Мяч скорее подбрось, поймай – громко звуки называй»

Игры и упражнения с элементами ТРИЗ

Свое общение с детьми педагогу необходимо строить так, чтобы воспитанники не только овладели определенной суммой знаний, но и смогли в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.

1.«Вчера, сегодня, завтра»

Все, что было, помнить будет и потом не позабудет.

2.«Хорошо – плохо»

В мире так бывает –
Это каждый знает.
Хорошо и плохо,
Знает каждый кроха.

  1. «Бывает – не бывает»
    Бывает – не бывает?
    Кто же это знает?
    Так бывает или нет,
    Кто же даст скорей ответ?

Моделирование.

Взрослый предлагает детям смоделировать игру с мячом, которая направлена на развитие фонематического слуха.

Варианты игры:

  1. Взрослый бросает мяч ребёнку и называет звук. Ребёнок определяет, какой был звук, гласный или согласный, бросает мяч взрослому.
  2. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет только гласные (согласные) звуки. Ребёнок называет только согласные (гласные) звуки, бросает мяч взрослому. Использовать можно разные варианты: согласные мягкие, твёрдые, звонкие, глухие.
  3. Взрослый бросает мяч ребёнку, произносит слово без одного какого-то звука. Ребёнок бросает мяч взрослому, называя пропущенный звук.

Игра «Словесная цепочка»

Взрослый предлагает ребенку называть разные слова так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего.

Например: вилка – арбуз – заяц – цапля – ящерица

«Вспомни слово»

Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать слова на заданный звук. Например: на звук М: мак, мама, малина, мартышка, молоко, мороз, мечта и т.д.

Игры на прогулке. Во время прогулки взрослый прививает ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Дикие животные», «Домашние животные», «Магазин», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Очень большую пользу приносят наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова взрослый должен объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Игра «Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится желтым (красным, оранжевым и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: желтые сапоги, желтый мяч, желтый дом, желтый забор».

Игра «Исправь ошибку».

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Клетка залетела в птичку. Ручеек перепрыгнул через мальчика. Норка залезла в мышку. На лягушку прыгнула кувшинка. Пенек спрятался за зайчика.

Игра «Ищем слова»

Назови слова, которые можно вынуть из компота? Аптеки? Зоопарка?

 

игры и упражнения для детей с ОНР

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь