Бирюкова Галина Анатольевна
Шарандак Алена Викторовна
Щедрина Ольга Дмитриевна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника. Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания. В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству.
Для достижения цели были определены задачи:
- создание культурно – образовательной среды;
- повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
- объединение усилий семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям: знакомство детей с народными традициями и промыслами, с устным народным творчеством, с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства; воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач: развивающая предметно – пространственная среда; развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение); метод детских проектов.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
Работа над проектом проходит несколько этапов: постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Список литературы:
- Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств / Натарова В.И. -Воронеж, 2005- 171 с.
- Артемов В.В. Страницы российской истории /Артемов В.В. М., 2005-123 с.
- Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении / Смирнова О.Е. М., 2009-279 с.
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ