Бешлиу Елена Евгеньевна
учитель-логопед
МАДОУ «Росинка»
г. Ноябрьск
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУК Ч» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР
Цель: – учить правильно произносить звук Ч.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- – закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- – совершенствовать умение определять место звука в слове;
- – учить внимательно вслушиваться в речь взрослого и справлять ошибки в употреблении личных окончаний глаголов;
- – познакомить детей с употреблением предлога – через-. Развивать умение составлять предложения с этими предлогами;
- – совершенствовать умение делить слова на слоги.
коррекционно-развивающие:
- – развивать фонематический слух, восприятие, слуховое внимание и память, логическое мышление;
- – развивать умение давать характеристику звукам;
- – развивать речедвигательную координацию;
- -способствовать развитию у детей самоконтроля за речью.
- коррекционно-воспитательные:
- – воспитывать активность на занятии;
- – воспитывать выдержку, умение слушать других, отвечать полным ответом.
Ход:
1.Организационный момент дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Учитель-логопед читает предложения: Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идешь в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню. Часы идет точно.
Дети исправляют ошибки и произносят правильный вариант.
- Ребята послушайте и назовите часто повторяющийся звук в скороговорке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Какой звук часто слышится в ней? Сегодня мы познакомимся со звуком Ч. Нам его привез поезд. Едет поезд, колеса поезда стучат: ч, ч, ч.
Характеристика звука Ч:
- – возьмем клубок потянем ниточку – ниточка короткая значит звук согласный,
- – положим руку на горлышко – горлышко молчит – звук глухой.
- – надо запомнить, что звук Ч – мягкий.
- Звук Ч нам принес картинки. Рассмотрите их, и определите место звука в слове.
- – в начале слова: часы, чайник, черепаха, чемодан
- – в конце слова: ключ, меч, грач
- – в середине слова: девочка, бочка, очки.
- Отгадайте загадку: Идут круглые сутки.
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
Что это? (часы).
Часы показывают, который идет час.
Звуковой разбор слова ЧАС.
Физкульт минутка
А часы идут, идут тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт (наклоны в право-влево)
А в часах сидит кукушка
У нее своя избушка (дети садятся в глубокий присяд)
Прокукует птичка время
Снова спрячется за дверью (приседание)
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга (вращение туловищем в право)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой (вращение туловищем в лево)
А часы идут, идут (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут, то они совсем встают. (дети останавливаются).
- Звук Ч предлагает поиграть в игру «Назови ласково»:
Стул – стульчик, замок – замочек, шнурок – шнурочек, носок – носочек.
Сук – сучок, знак – значок, внук – внучок, бык – бычок, крюк – крючок.
Поможем мамам позвать своих детей ласково по именам:
Ваня – Ванечка, Оля – Олечка, Петя – Петечка, Соня – Сонечка.
- Звук Ч предлагает поиграть в игру «Измени слово». Замени первый звук в словах на звук Ч. Какие слова получились?
Тайник – чайник, гайка – чайка, кашка – чашка
- Учитель-логопед предлагает детям выполнить следующие задания:
Перешагни через мяч. Перепрыгни через дощечку. Учитель-логопед обращает внимание на употребление предлога: – предлог «через» мы говорим тогда, когда кто-то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет. Составьте и запишите схему предложения из слов используя предлог «через»: Вовочка прыгать лужа через.
- Итог занятия.
- С каким звуком познакомились? Какие игры вам запомнились?
- Что было для вас сложным при выполнении заданий?
- С каким из заданий вы справились легко?
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ