ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

0
619

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

 

В современном мире в результате формирования личности в создавшихся условиях получается технически образованный и интеллектуально развитый человек, который, к сожалению, неспособен к подлинно человеческим отношениям. В связи с этим, в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов и, особенно, дошкольников, потому именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для духовно – нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребёнка с окружающим миром и людьми. До трех лет их использование происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому так необходимо содействовать процессу развития нравственного созидания.

В сложившейся ситуации педагоги вновь пытаются понять, каким образом прививать современным детям нравственные ценности. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, то именно в игре, возможно, найти резервы, позволяющие непринужденно осуществить адекватное развитие нравственной сферы. Через игру ребенок может приобрести тот самый необходимый опыт осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную ситуацию и принимать верное решение.

материалы в печатный сборник 

Театрализованная игровая деятельность в системе воспитания детей дошкольного возраста позволяет раскрыть детский потенциал, активизировать практические умения, навыки и является важным средством для формирования культуры поведения, ценностей, принципов, привития моральных привычек. Нельзя не согласиться с выдающимся педагогом Р.С. Буре, который говорил о том, что исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости.

Театрализованная игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что народная сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, справедливость, трудолюбие, сопереживание, доброжелательность, взаимовыручка, щедрость и др.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся сказочным образом позволяет педагогам через театрализованную игровую деятельность оказывать позитивное влияние на воспитание детей. Высказывание педагога В. А. Сухомлинского о том, что «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений», подтверждает нашу позицию о важном значении театрализованной игровой деятельности по мотивам народных сказок в воспитании нравственных качеств дошкольников. Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действия сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребенку.

Народные сказки является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. Например, сказки: «Теремок», «Зимовье зверей», воспитывают дружелюбие, доброжелательность, а сказка «Репка» развивает у дошкольников умение прийти на помощь, быть трудолюбивыми. Сказка «Жихарка», «Маша и медведь», «Колобок» учит находчивости, самостоятельности, поддерживает проявление смекалки. А такие качества как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк», ложь – в сказке «Лисичка со скалочкой».  Забота о близких, ответственность поощряется в сказке «Петушок и бобовое зернышко», «Кот петух и лиса», «Гуси лебеди». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Сказки воспитывают уважение к старшим, учат слушаться родителей: «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка», «Снегурушка и лиса».

В народной сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Известный педагог-мыслитель В.А. Сухомлинский видел воспитательную задачу педагога в том, чтобы в детстве каждый человек взял из мира сказки для своего духовного развития все, что только можно и надо взять.

В дошкольном возрасте идет закладка основ личности, поэтому так важно воспитывать нравственные качества у дошкольников. Только прочитать сказку недостаточно, важно понять основную идею сказки. Озвучивая сказочного персонажа или играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Таким образом, посредством театрализованной игровой деятельности у ребенка происходит осмысление нравственных ценностей, заложенных в народных сказках.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24.
  2. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 200-5. – №5.
  3. Сухомлинский В.А. Родина в сердце /А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; Фотоочерк А.А. Кулешова. – М., Молодая гвардия,1980. – 175с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь