Мацнева Ольга Владимировна,
Буценко Ольга Анатольевна,
учителя-логопеды
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Белгородская область, г Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – Формирование ценности природы родного края и Родины в работе учителя-логопеда
Современные дети, живущие в городах, намного реже общаются с природой, чем их сверстники середины прошлого столетия. Это связано с интенсивной урбанизацией, более стремительным темпом жизни. В городах детей окружают монотонные серые здания с геометрическими рисунками огромных стеклянных окон. На заре своей юности человек был частью природы. Он и сейчас ею остается, хотя и живет преимущественно в искусственной среде. Однако, даже современный человек, окруженный современной техникой, стремится к природе и ищет ей замену. Дети окружены искусственными материалами, похожими на природные: столики в кафе сделаны из пластика под гранит, искусственные растения украшают магазины, улицы, детские игротеки. Весь искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений и запахов.
Современные дети меньше общаются и с домашними животными. Их знакомство с этими животными происходит в основном, благодаря книгам, рисункам, картинам. Многие современные дети вообще боятся общаться с природой, они чувствуют при этом себя некомфортно.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них. Таким образом, вопрос о взаимоотношениях человека и природы является одним из важнейших направлений образования.
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи большое внимание уделяется знакомству дошкольников с миром природы, окружающей действительностью. Тщательно спланированная работа помогает сделать этот процесс творческим и увлекательным, задействовав наибольшее количество анализаторов. Работа над лексическими темами в включает в себя работу над темой «Моя страна. Мой город». Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился. Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой город, свой микрорайон, свою улицу, свой дом и свой детский сад. Каждый ребенок должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, своего микрорайона, а также тех, в честь кого они названы. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Неотъемлемой частью знакомства с Родиной является знакомство детей с природой родного края. Работа учителя-логопеда над лексическим строем речи пронизана темами природы. Лексические темы «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Деревья», «Цветы» просты и понятны дошкольникам, способны вызвать живой интерес к растительному миру своего края, желание еще глубже и полнее узнавать новое. Лексические темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Перелетные и зимующие птицы», «Труд людей весной», «Насекомые» знакомят детей с сезонными изменениями в природе, учат видеть красоту и многообразие животного и растительного мира, воспитывают желание беречь и сохранять природу родного края.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
Важным компонентом ценностного отношения к природе является формирование у детей целостного понимания, что такое добро, что такое зло, а также воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Педагогически целесообразно знакомить детей с заботливым отношением к природе в городе, государстве. Это кормление животных, изготовление кормушек, посадка деревьев, знакомство с Красной книгой, сохранение редких растений и тому подобное.
Для полноценного знакомства с Родиной и природой в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Это экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказы педагогов;
- наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе;
- беседы о родном городе, его истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна города, птичьих голосов русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, игр, разучивание песен);
- знакомство с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр.;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Сегодня нередко знакомство детей с природой осуществляется через информационного посредника: телевизор, видеофильм, компьютер и даже через картинки на мобильном телефоне. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Часто на вопрос «Где ты видел животных?» большинство дошкольников старшего возраста отвечают: «По телевизору» или «В зоопарке». Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей искаженное понятие о природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже его заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир.
При просмотре видеофильма мы только пассивно смотрим.
Известно, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно.
Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Для развития органов чувств современный ребенок, как и его сверстники прошлых эпох, нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные тактильные и другие ощущения.
Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и разнообразные природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина. Задача педагогов – создавать в детском саду, и, в первую очередь, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на здоровье и развитие ребенка.
В вопросе формирования ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего исследования, перспективным направлением которого может стать исследование эффективности сотрудничества ДОО и семьи в развитии экологической воспитанности дошкольников. Это обуславливается тем, что именно семья во многом является для ребенка примером, первоисточником информации, носителем традиций, норм и правил, принятых в обществе (в том числе, касаемо природопользования, природосбережения, природосозидания).
В заключение следует отметить, что главные проблемы, которые следует обсуждать и решать, в связи с произошедшими с природой и детьми изменениями, – это формирование новой системы ценности у педагогов, родителей и детей, и создание условий для общения детей с природой.