ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Тимонова Лилиана Аликовна
Брюханова Ирина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Г. Старый Оскол

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В связи временной необходимостью перехода на дистанционное обучение во время пандемии, возникла необходимость в разработке новых форм удаленного обучения, особенно для детей с ментальными расстройствами, с применением компьютерных технологий. Компьютерные технологии уже давно развиваются и получает свое распространение среди определенных категорий обучающихся, но на сегодняшний день данные вопросы остаются недостаточно разработаны.

Ребенку с расстройством аутистического спектра трудно без предварительной подготовки прервать привычный для него образ жизни, быстро включиться в занятия в домашней обстановке.

Для родителей переход на удаленное обучение требует организации учебной среды дома, контроля занятий, подготовка материала. Данная задача сложна и для педагогов, они не могут контролировать процесс занятий.

Более современной формой организации компьютерного обучения является онлайн занятия с использованием специализированного программного обеспечения и разработка интерактивных заданий, которые ребенок мог бы осваивать в индивидуальном режиме с частичной помощью родителей.

материалы в печатный сборник 

При использовании такой формы обучения, ребенок с РАС не теряет личный контакт с педагогом, продолжает быть вовлеченным в учебные задания через непосредственный процесс общения.

Педагогами группы компенсирующей направленности № 8 для детей с РАС и другими ментальными нарушениями МБДОУ ДС № 41 «Семицветик», был разработан комплекс занятий с использованием компьютерных технологий, направленный на общее развитие когнитивных функций и определенных навыков данной категории детей. Данная форма обучения является мотивационной для большинства детей с РАС благодаря логичности, визуальной поддержке, предсказуемости и в тоже время вариативности в режиме и темпе работы. Принятие ребенком учебной задачи и получение им опыта успешности в деятельности, повышает шансы на формирование продуктивного учебного поведения, а значит и дальнейшего продвижения, как в учебных навыках, так и общем развитии.

Задания были разработаны в программе PowerPoint, которая обладает достаточным техническим ресурсом, для обеспечения не только презентации занятия, но и возможности ответов ребенка. Большинство заданий разработано в форме тестов с компонентом визуальной поддержки. В использовании предложенных компьютерных технологий принимали участие дети с РАС и другими ментальными нарушениями в возрасте от 3 до 8 лет.

Все задания были разделены на четыре основные темы: развитие речи, развитие восприятия и мышления. Для детей, не владеющих навыками использования компьютера, был разработан тренажер использования компьютерной мышки.

В процессе обучения было выявлено, что эффективны для генерализации и обобщения навыков, приобретенных ранее в очном режиме. Наиболее эффективное освоение программ, продемонстрировали те дети, которые уже изучали данные темы с помощью традиционных дидактических материалов. Упражняясь в данных темах по предложенным программам, они смогли достичь уровня автоматизации навыков.

Разработанные материалы смогут в дальнейшем повысить продуктивность очных занятий с традиционными дидактическими материалами, дополнив их возможностью закрепления осваиваемых знаний и навыков.

Список литературы:

  1. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Рязанова А. Е., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 6-е изд. Москва: Теревинф, 2019. 281 с.
  2. Гаврилова И. В. Свободное программное обеспечение для обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. Т. 11. № 1. С. 445-449.
  3. Карпенкова И. В. Использование компьютера в развитии детей с особенностями развития и общении с ними: Методическое пособие. Москва: Наш Солнечный Мир. 2013. 84 с.
  4. Крон Д. А., Хокен Л. С., Хорнер Р. Х. Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах: Практическое руководство. Функциональная оценка поведения. Москва: Оперант, 2016. 303 с.
  5. Линч Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии обучающихся с РАС. Москва: Оперант, 2015. 176 с.
  6. Смирнова Е. О., Смирнова С. Ю., Шеина Е. Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 79–87.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь