Бурцева Кристина Викторовна
Лытнева Инна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Белгородская область г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края
Должны быть обязательно, кроме родителей, четыре коня, как четыре матери: родня земля, родной язык, родная культура, родная история.
Нравственно-патриотическое воспитание становится одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Исходя из этого, работа по нравственному воспитанию включает целый комплекс задач:
- – Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу;
- – Формирование бережного отношения к природе, всему живому;
- – Воспитание уважения к труду;
- – Развитие интереса к русским традициям, промыслам;
- – Формирование элементарных правил о правах человека;
- – Расширение представлений о городах России;
- – Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- – Формирование уважения к родной истории;
- – Чувства уважения к другим народам, их традициям.
- – Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма.
Знакомство с миром природы начинается задолго до того, как ребенок скажет «мама», начнет ходить, откроет книгу. Это детские погремушки в виде животных, рисунки на фартучке; ребенок замечает, что первое живое существо, не похожее на маму – кошка, собака, рыбка. Так начинается связь с миром природы. Природные явления, объекты, окружающие ребенка с детства, ближе и легче для его восприятия, сильно воздействуют на его эмоциональную сферу.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить, которые трудно. Формирование любви к Родине начинается с ясельного периода, продолжается в дошкольном возрасте с учетом возрастных особенностей, доступности, постепенного усложнения материала.
В данных возрастных группах через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, через людей к природе родного края формируется любовь к Родине.
В средней группе расширяется представление о многообразии природных явлений, дается начальное представление о приспособленности растений и животных к сфере обитания; дается представление о том, что растения – живые существа, условия их роста обеспечивает человек. В этом возрасте любовь к Родине воспитывается не только через эмоциональную отзывчивость, но и через познание мира человека, мира природы.
В старшем дошкольном возрасте воспитывается – через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры. В этом возрасте воспитывается гуманное отношение ко всему живому, формируется представление о связи явлений природы с деятельностью человека; знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу; с тем, что человек – часть природы, закладываются основы экологической культуры. В этом возрасте дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных; в детском саду они узнают, что необходимо помогать подкармливать диких животных в холодное время года, существуют запреты на разведение костров, порубку леса.
Бережное отношение к природе формируется не только на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологии, но и на занятиях по развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности, музыке.
Работа с художественным словом, рассматривание репродукций картин художников обогащает внутренний мир человека, углубляют и осмысливают чувство любви к природе. Это пословицы, поговорки, народные сказки, стихи русских поэтов, произведения Пришвина, Бианки, Паустовского; картины Шишкина, Мясоедова, Айвазовского. В продуктивных видах деятельности ребенок отражает свое отношение к природе. Любовь к природе достигается и музыкальными средствами, через народную песню, музыкальные игры. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником, развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой остается в памяти ребенка, формирует его сознание как гражданина.
На занятиях по продуктивной деятельности нужно показать, как мастера декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы (дерево, глину, камень), отражают красоту окружающей природы.
Вне занятий в работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать следующие методы:
- – Наблюдение и уход за цветами и животными в уголке природы;
- – Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, прогулки по экологической тропе;
- – В природе (цветник, огород с овощными культурами)
- – Объяснение воспитателя с показом нужных объектов;
- – Приобщение к посильному общественно-полезному труду;
- – Проведение опытов, экспериментов; подкармливание птиц, белок.
Основная деятельность детей – игра, через нее дети развиваются физически, углубляют познание окружающей среды. Это дидактические, настольные, подвижные игры. Сюжетно-ролевые, подвижные игры для детей 3-5 лет: «Птички», «Пастух и овцы», «Коза и зайка»; для детей 5-7 лет: «У медведя во бору», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Лягушки», «Ястреб и куры».
Красота природы рождает патриотизм, привязанность к тому месту, где живет человек. Семья занимает важное место в воспитании чуткости, отзывчивости к родной природе. Если родители с раннего детства совершают с детьми прогулки на природу, обращают внимание на ее красоту в любое время года, суток, любую погоду, учат детей удивляться форме деревьев, цвету неба, стройности былинки, пению птиц, соблюдают правила поведения на природе с учетом ее сохранности, защиты, ребенок постепенно овладевает этими умениями, становится сам ответственным за природу.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, это могучий источник познания и воспитания. М. Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Литература:
- Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина».
- Т.В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма».
- Л.И. Егоренко «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников».
- В.Н. Вишневская «Программа духовно-патриотического воспитания «Свет Руси».
- Васильева «Программа обучения и воспитания в детском саду».