Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края

Бурцева Кристина Викторовна
Лытнева Инна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Белгородская область г. Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»

название – Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края

 

Должны быть обязательно, кроме родителей, четыре коня, как  четыре матери: родня земля, родной язык, родная культура, родная история.

Нравственно-патриотическое воспитание становится одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Исходя из этого, работа по нравственному воспитанию включает целый комплекс задач:

  • – Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу;
  • – Формирование бережного отношения к природе, всему живому;
  • – Воспитание уважения к труду;
  • – Развитие интереса к русским традициям, промыслам;
  • – Формирование элементарных правил о правах человека;
  • – Расширение представлений о городах России;
  • – Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • – Формирование уважения к родной истории;
  • – Чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • – Чувство любви к родной природе – одно  из слагаемых патриотизма.

Знакомство с миром природы начинается задолго до того, как ребенок скажет «мама», начнет ходить, откроет книгу. Это детские погремушки в виде животных, рисунки на фартучке; ребенок замечает, что первое живое существо, не похожее на маму – кошка, собака, рыбка. Так начинается связь с миром природы. Природные явления, объекты, окружающие ребенка с детства, ближе и легче для его восприятия, сильно воздействуют на его эмоциональную сферу.

Рекламное сообщение     

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те  или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить, которые трудно. Формирование любви к Родине начинается с ясельного периода, продолжается в дошкольном возрасте с учетом возрастных особенностей, доступности, постепенного усложнения материала.

В данных возрастных группах через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, через людей к природе родного края формируется любовь к Родине.

В средней группе расширяется представление о многообразии природных явлений, дается начальное представление о приспособленности растений и животных к сфере обитания; дается представление о том, что растения – живые существа, условия их роста обеспечивает человек. В этом возрасте любовь к Родине воспитывается не только через эмоциональную отзывчивость, но и через познание мира человека, мира природы.

В старшем дошкольном возрасте воспитывается – через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры. В этом возрасте воспитывается гуманное отношение ко всему живому, формируется представление о связи явлений природы с деятельностью человека; знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу; с тем, что человек – часть природы, закладываются основы экологической культуры. В этом возрасте дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных; в детском саду они узнают, что необходимо помогать подкармливать диких животных в холодное время года, существуют запреты на разведение костров, порубку леса.

Бережное отношение к природе формируется не только на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологии, но и на занятиях по развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности, музыке.

Работа с художественным словом, рассматривание репродукций картин художников обогащает внутренний мир человека, углубляют и осмысливают чувство любви к природе. Это пословицы, поговорки, народные сказки, стихи русских поэтов, произведения Пришвина, Бианки, Паустовского; картины Шишкина, Мясоедова, Айвазовского. В продуктивных видах деятельности ребенок отражает свое отношение к природе. Любовь к природе достигается и музыкальными средствами, через народную песню, музыкальные игры. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником, развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой остается в памяти ребенка, формирует его сознание как гражданина.

На занятиях по продуктивной деятельности нужно показать, как мастера декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы (дерево, глину, камень), отражают красоту окружающей природы.

Вне занятий в работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать следующие методы:

  • – Наблюдение и уход за цветами и животными в уголке природы;
  • – Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, прогулки по экологической   тропе;
  •  – В природе (цветник, огород с овощными культурами)
  •  – Объяснение воспитателя с показом нужных объектов;
  •  – Приобщение к посильному общественно-полезному труду;
  • –  Проведение опытов, экспериментов; подкармливание птиц, белок.

Основная деятельность детей – игра, через нее дети развиваются физически, углубляют познание окружающей среды. Это дидактические, настольные, подвижные игры. Сюжетно-ролевые, подвижные игры для детей 3-5 лет: «Птички», «Пастух и овцы», «Коза и зайка»; для детей 5-7 лет: «У медведя во бору», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Лягушки», «Ястреб и куры».

Красота природы рождает патриотизм, привязанность к тому месту, где живет человек. Семья занимает важное место в воспитании чуткости, отзывчивости к родной природе. Если родители с раннего детства совершают с детьми прогулки на природу, обращают внимание на ее красоту в любое время года, суток, любую погоду, учат детей удивляться форме деревьев, цвету неба, стройности былинки, пению птиц, соблюдают правила поведения на природе с учетом ее сохранности, защиты, ребенок постепенно овладевает этими умениями, становится сам ответственным за природу.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, это могучий источник познания и воспитания. М. Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Литература:

  1. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина».
  2. Т.В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма».
  3. Л.И. Егоренко  «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников».
  4. В.Н. Вишневская «Программа духовно-патриотического воспитания «Свет Руси».
  5. Васильева «Программа обучения и воспитания в детском саду».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь