Мелентьева Лариса Ивановна
Полевская Дина Вячеславовна
Колесникова Наталья Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Березка»
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 11 – Развивающее воздействие игрушек.
название ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
Невозможно представить маленького ребёнка без игрушек. Как только малыш появляется на свет, как родители готовы завалить его разнообразными игрушками. Но нужны ли малышу игрушки в таком большом количестве, какие действительно нужны игрушки ребенку на каждом возрастном этапе. Для этого педагоги и родители ориентируются на психологические особенности детей младшего дошкольного возраста.
Особенности данного возраста заключаются в противоречии: желании делать все самому «Я – сам!», но при этом навыки самостоятельной деятельности далеки от совершенства. Подражая взрослым в их трудовой и бытовой деятельности, ребенок не заботится о собственной безопасности в силу ограниченности знаний об опасности тех или иных предметов и явлений. Поэтому маленький ребенок может потянуть на себя провод от утюга, сидя на полу, вставить острый предмет в розетку и т. д. Подражательный характер поведения ребенка ориентирует в приобретении таких игрушек, которые помогут ему безопасно имитировать труд папы или мамы.
Вся активная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста – это игра, поэтому каждая игрушка в руках ребенка должна не только развлекать малыша, но и развивать. Сюжетные игры носят бытовой характер, поэтому предложенная педагогом игрушка разнообразит и развивает сюжет игры, а также его психологические процессы. Нередко маленький ребенок не выпускает из своих рук игрушечного зайца не потому, что он может играть только с ним. Этот зайчик – островок его безопасности и кусочек его домашнего уюта. Вместе с воспитателем решается вопрос: какую сказку рассказать зайке, в какую кроватку его положить и т. д. Игрушка помогает малышу адаптироваться в незнакомой среде детского сада, перейти к игровой деятельности и к жизни в группе.
Не стоит торопиться с приобретением сложных механических и автоматических игрушек. Смешные малыши – голыши помогут не только познакомиться с одеждой для куклы, но и разовьют мелкую моторику пальчиков. А когда малыша нарядили, ему стоит оборудовать кроватку, поставить столик, стульчик, то есть опять гимнастика для непослушных пальчиков!
Оборудование сюжетно-ролевой игры «Семья» послужит для расширения представлений о действиях внутри «семьи», обеспечивая возможность проявления дружеских взаимоотношений с другим ребенком.
Младший возраст ориентирован на индивидуальные игры или игры с воспитателем, но, если малыши начинают совместные сюжетные игры, педагог обязан внимательно следить за доброжелательностью таких взаимоотношений и предотвращать любые конфликты, переключая внимание детей на другие игрушки, атрибуты или действия, не пытаясь акцентировать внимание на назревающей ссоре.
Игрушками на все времена считаются кубики, конструкторы, даря ребенку радость творчества и развития фантазии. Манипулируя с кирпичиками, кубиками, призмами разных цветов и размеров, ребенок зрительно и осязательно познает геометрические тела, цвет, форму и размер, не употребляя их обозначения. Природная логика позволяет малышу, не называя форму и размер, определять «на глаз» и опытным методом отверстие, в которое может пройти данное геометрическое тело.
Поднимаясь на следующую ступень познания, ребенок начинает интересоваться многофункциональными играми и игрушками, которые помогают детям освоить всевозможные действия с ними и в них. Особую популярность в настоящее время приобрели такие многофункциональные пособия – игры как бизиборды. Первоначально созданные руками творческих пап из подручных бытовых предметов, они получили свое развитие в промышленно изготовленные пособия, как для мальчиков, так и для девочек.
Увлеченно ребёнок может приспособить бизиборд в кабину машины, в радиорубку, в космический корабль. Движение пальцев и рук сопровождаются звуковыми сигналами, произнесением отдельных звуков, общением с другими детьми в ролевом исполнении. При этом не стоит обращать внимание на то, что девочки играют в «мальчиковые» бизиборды, а мальчишки интересуются бизибордом «Домашние животные». В этом возрасте детьми движет только любопытство и интерес, а не какие-то иные причины.
Дошкольники младшего возраста двигательно активны, поэтому им необходимы игры, игрушки, поддерживающие их желание бегать, прыгать, физически развиваться с помощью мячей, обручей, кеглей, скакалок, различных шапочек для подвижных игр.
Тесное взаимодействие с родителями поможет взрослым определиться с подбором игрушек и атрибутов для домашних занятий и игр. Избыток игрушек, не соответствие возрастным возможностям приводит к тому, что концентрация внимания у ребенка не повышается, а наоборот снижается. Малыш переключает свое снимание с одной игрушки на другую, не проводя с ней необходимого изучения и обследования. Приобретенная игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению развивающего характера действий. Консультирование родителей в данной области поможет избежать ненужных трат и будет способствовать разностороннему развитию дошкольника.
Список литературы:
1.Герасимова С.Л. Роль игрушки в жизни ребёнка / С.Л. Герасимова // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 1 (48). – С. 64-65. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41857895_60369241.pdf
2.Мунина О.В. Современная детская игрушка как феномен социализации в демографическом контексте. / О.В. Мунина.- Саратов, 2018.- 20 с. Электронный ресурс: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2018/39-04-01_008.pdf
3.Попова С.С. Игрушка в жизни ребенка. / С.С. Попова //Вопросы дошкольной педагогики. – 2016.- № 3(6)- с. 96-98 Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=uovtrp