Усенко Инна Анатольевна
воспитатель
Кухарева Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселок Борисовка Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Воспитание – это стержневая задача нашего общества в формировании личности подрастающего поколения. В процессе воспитания дети должны усвоить то, что уже накоплено обществом, то есть усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, освоить нормы и модель поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь.
Таким образом, можно сказать, что воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Семья является благоприятной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это вызвано в первую очередь тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический коллектив, который основывается на близких, доверительно-интимных отношениях между супругами, родителями и детьми. Уже в первый период жизни дошкольника семья оказывает воздействия на его сознание и чувственную атмосферу.
Возможности эти кроются во многом: в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств, для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, своей Родины.
В-третьих, в семье ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети растут, и наступает момент, когда они интересуются тем, как прожили жизнь их дедушка и бабушка, мама и папа. На этот и многие другие значимые для ребенка вопросы нельзя не дать ответа, так как в них – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у детей, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны прадедушка?», «Как он погиб?». С этими и десятками других вопросов ежедневно сталкиваются сотни родителей.
Особую заинтересованность проявляют подростки, готовые часами на пролет слушать рассказы ветеранов, читать книги и смотреть фильмы о войне. В их сознании уже сформировался идеал настоящего гражданина, самоотверженного, готового действовать на благо своей страны и мира. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих родителей, старших членов семьи. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Для того чтобы гордиться его достижениями и в будущем подражать ему. Тем самым продолжать семейные дела и обогащать семейные традиции.
Рассказы и беседы об истории семьи, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки нравственности для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя единым целым, неотделимым от своей семьи.
В воспитании патриотических чувств нельзя недооценивать совместные путешествия детей и родителей. Во время путешествия те и другие знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Уважение к культурному наследию других народов – это одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира.
Большую ценность при формировании патриотических чувств у подростков представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействую не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей.
Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуры других людей, проявляет национальную и религиозную терпимость. Такой человек, который, обладая всеми этими качествами, заботится о процветании России, думает не только о своем будущем, но и о будущем старшего поколения.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ