Скиданова Александра Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»
с. Погореловка
Корочанского района, Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ В. М. АКИМЕНКО «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-8 ЛЕТ»
Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий.
Ход занятия:
-Арина, посмотри, сколько гостей у нас сегодня в зале. Давай поприветствуем их улыбкой и поздороваемся. И наши пальчики сейчас поздороваются друг с другом:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
I Организационный момент:
– Наши гости принесли тебе конверт и попросили открыть его на занятии. Давай посмотрим, что же там внутри? Посмотри, еще один конверт! Какой он? (Уточнить цвет (зеленый), материал (бархатный).
– А во втором конверте картинки. Как думаешь, что они обозначают? (Это упражнения для язычка).
– Значит, что мы сейчас будем делать? (Зарядку для язычка).
II Артикуляционная гимнастика:
Все ребята по порядку
Дружно делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Учитель-логопед показывает карточку к упражнению, а ребенок выполняет его.
«Лягушка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
– Проголодался Язычок, решил подкрепиться:
«Блинчик»
Утром рано мы встаем
Вкусные блины печем
Ручейком по сковородке
Тесто растекается
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается!
– Подкрепились, теперь нужно почистить зубки:
«Почистим зубки»
Мягкой щеткою сутра
Чистит зубки детвора
Будут зубки сильные
Белые, красивые!
– Стало скучно язычку, и решил он прогуляться. Но внезапно подул сильный ветер:
«Ветерок»
– Положи свой язычок на нижнюю губу и подуй на него (рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и подуть на кончик языка).
– Ветер был настолько сильный, что все спрятались. А мы сейчас всех найдем и узнаем «Кто спрятался?»
-Наигрался Язычок, решил покататься на горке:
«Горка»
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается –
Вот какая горка получается!
– Ты подготовила свой язычок к занятию, давай посмотрим, что еще есть в конверте (картинка «насос»).
– А сейчас мы встанем и вспомним «Песенку насоса».
– Теперь будем рисовать фигуры.
– И еще одно забавное упражнение «Ухо-нос».
– Поиграли мы немножко, отдохнули. Посмотрим, что еще спрятано в нашем конверте (картинка «компьютер»).
– А это значит, что продолжим мы наше занятие уже сидя за компьютером. Посмотрим, что же за задания нам приготовили.
– Посмотри внимательно на картинки, давай назовем, что изображено на экране (колбаса, лиса, оса). А сейчас проверим, правильно ли мы назвали картинки. Попробуй назвать общий слог в названии картинок («са»).
– Правильно, молодец!
– Все слова состоят из слогов. Слова бывают большие – которые мы говорим долго, а бывают маленькие – мы их говорим быстро. Вот, например, оса- маленькое слово, а колбаса- большое.
– Посмотри на карточки, назови, что на них изображено (суп, собака, сом, сок, самокат). Отложи картинки с изображением больших слов вправо, а с изображением маленьких – влево.
– Молодец!
– А сейчас посмотри на экран, назови картинки, хорошо проговаривай каждое слово (бусы, весы, колесо, коса, лиса, носок, оса, фасоль).
– Теперь немножко отдохнем и поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот»:
Большой-маленький
Короткий-длинный
Плохой-хороший
Чистый-грязный
Тяжелый-легкий
– Какие слова? (противоположные). Слова-спорщики, а по-другому мы их называем антонимы.
– Арина, а как будет наоборот слово радостный? (грустный)
– Сейчас я брошу тебе мячик, а ты скажешь, когда ты радуешься?
«Я радуюсь, когда ________________________________»
«Я грущу, когда __________________________________»
– Посмотри на экран, назови, какие еще могут быть эмоции. Повтори с интонацией звуки.
III Итог занятия:
– У нас в конверте осталась последняя картинка. Достанем ее и посмотрим, что же там?
– Молодец, Арина, ты хорошо занималась сегодня.
Литература
- Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.+цв.вкл. 48 с.
- Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет». – Санкт-Петербург.: Студия «ВиЭль», 2016 год.
- Куликовская Т. А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Скворцова И. В. «Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет». – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
- Ткаченко Т. А. «ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2007. – 24 с.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ