Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет

0
1063

Скиданова Александра Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»
с. Погореловка
Корочанского района, Белгородской области

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ В. М. АКИМЕНКО «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-8 ЛЕТ»

 

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий.

Рекламное сообщение     

Ход занятия:

-Арина, посмотри, сколько гостей у нас сегодня в зале. Давай поприветствуем их улыбкой и поздороваемся. И наши пальчики сейчас поздороваются друг с другом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

I Организационный момент:

– Наши гости принесли тебе конверт и попросили открыть его на занятии. Давай посмотрим, что же там внутри? Посмотри, еще один конверт! Какой он? (Уточнить цвет (зеленый), материал (бархатный).

– А во втором конверте картинки. Как думаешь, что они обозначают? (Это упражнения для язычка).

– Значит, что мы сейчас будем делать? (Зарядку для язычка).

II Артикуляционная гимнастика:

Все ребята по порядку
Дружно делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

Учитель-логопед показывает карточку к упражнению, а ребенок выполняет его.

«Лягушка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.

– Проголодался Язычок, решил подкрепиться:

«Блинчик»
Утром рано мы встаем
Вкусные блины печем
Ручейком по сковородке
Тесто растекается
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается!
– Подкрепились, теперь нужно почистить зубки:

«Почистим зубки»

Мягкой щеткою сутра
Чистит зубки детвора
Будут зубки сильные
Белые, красивые!

– Стало скучно язычку, и решил он прогуляться. Но внезапно подул сильный ветер:

«Ветерок»
– Положи свой язычок на нижнюю губу и подуй на него (рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и подуть на кончик языка).

– Ветер был настолько сильный, что все спрятались. А мы сейчас всех найдем и узнаем «Кто спрятался?»
-Наигрался Язычок, решил покататься на горке:

«Горка»

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается –
Вот какая горка получается!

– Ты подготовила свой язычок к занятию, давай посмотрим, что еще есть в конверте (картинка «насос»).

– А сейчас мы встанем и вспомним «Песенку насоса».
– Теперь будем рисовать фигуры.
– И еще одно забавное упражнение «Ухо-нос».

– Поиграли мы немножко, отдохнули. Посмотрим, что еще спрятано в нашем конверте (картинка «компьютер»).

– А это значит, что продолжим мы наше занятие уже сидя за компьютером. Посмотрим, что же за задания нам приготовили.

– Посмотри внимательно на картинки, давай назовем, что изображено на экране (колбаса, лиса, оса). А сейчас проверим, правильно ли мы назвали картинки. Попробуй назвать общий слог в названии картинок («са»).

– Правильно, молодец!

– Все слова состоят из слогов. Слова бывают большие – которые мы говорим долго, а бывают маленькие – мы их говорим быстро. Вот, например, оса- маленькое слово, а колбаса- большое.

– Посмотри на карточки, назови, что на них изображено (суп, собака, сом, сок, самокат). Отложи картинки с изображением больших слов вправо, а с изображением маленьких – влево.

– Молодец!

– А сейчас посмотри на экран, назови картинки, хорошо проговаривай каждое слово (бусы, весы, колесо, коса, лиса, носок, оса, фасоль).

– Теперь немножко отдохнем и поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот»:

Большой-маленький
Короткий-длинный
Плохой-хороший
Чистый-грязный
Тяжелый-легкий

– Какие слова? (противоположные). Слова-спорщики, а по-другому мы их называем антонимы.

– Арина, а как будет наоборот слово радостный? (грустный)
– Сейчас я брошу тебе мячик, а ты скажешь, когда ты радуешься?

«Я радуюсь, когда ________________________________»

«Я грущу, когда __________________________________»

– Посмотри на экран, назови, какие еще могут быть эмоции. Повтори с интонацией звуки.

III Итог занятия:

– У нас в конверте осталась последняя картинка. Достанем ее и посмотрим, что же там?

– Молодец, Арина, ты хорошо занималась сегодня.

Литература

  1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.+цв.вкл. 48 с.
  2. Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет». – Санкт-Петербург.: Студия «ВиЭль», 2016 год.
  3. Куликовская Т. А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
  4. Скворцова И. В. «Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет». – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
  5. Ткаченко Т. А. «ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2007. – 24 с.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь