Сазонова Наталья Николаевна,
Ходулева Елена Николаевна,
Колодешникова Оксана Владимировна,
Воспитатели
МБДОУ «Детский сад №75» г. о. Самара.
Материалы размещены в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Путешествие с детьми старшего дошкольного возраста в Жигулевский заповедник – проект
Слайд 1
По итогам педагогической диагностики по программе Дыбиной «Я живу на Самарской земле», 52 % детей показали средний уровень знаний по данной тематике, у 38 % детей уровень знаний был ниже возрастной нормы.
Мы решили помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных Жигулевского заповедника, понять красоту родной природы и бережно относиться к ней. Свой проект мы назвала «Путешествия с детьми старшего дошкольного возраста в Жигулевский заповедник».
Слайд 2
Цель проекта: формирование у детей нравственно-патриотических чувств; знакомство с растениями и животными Жигулевского заповедника.
Слайд 3
Актуальность
Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – своему городу и животному миру родного края. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным.
Слайд 4
Задачи проекта:
Дать представление о родном крае.
Познакомить детей с заповедником «Самарская Лука».
Дать представление об образе жизни животных в заповеднике «Самарская Лука».
Дать представление о животном мире родного края, об образе жизни животных в заповеднике «Самарская Лука».
Воспитывать любовь к родной земле, природе, городу в котором мы живем.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам по отношению к природе.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к животным.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.
СЛАЙД 5, 6 представление Самарской луки (фото)
Природа Самарской области очень богата и разнообразна. Поверхность изрезана многочисленными озерами и рекой Волгой. Богат животный и растительный мир губернии. Многие растения, животные и птицы внесены в Красную книгу. Для охраны растительного и животного мира был создан Жигулевский заповедник им. И.И. Спрыгина.
Слайд 7
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Изучение методической литературы и сбор художественной литературы.
- Обращение к родителям с приглашением к сотрудничеству.
- Сбор информации, материала по данной теме.
Используя технологию исследовательской деятельности Савенкова И. А., составили с детьми модель «Трех вопросов».
Читали художественную литературу, рассматривали и обсуждали природу Самарского края.
В процессе бесед дети задавали интересующие их вопросы, делали выводы из полученной информации.
Слайд 8, 9
2 этап – основной (практический). Работа с детьми над проектом.
Для ознакомления детей с природой Жигулевского заповедника была разработана серия образовательной деятельности с использованием современных технологий: «Поход в Жигулевский заповедник», «Путешествие в подводный мир Волги», Приключение бельчонка», «В мире животных», «Птицы Жигулей», «Приключение муравьишки», «Подземная кладовая Жигулевского заповедника».
Ребята познакомились с Красной книгой, полезными ископаемыми области, узнали о работе лесника, о лекарственных растениях, о сосуществовании всех видов животных и растений, провели различные опыты и эксперименты.
Слайд 10, 11
Большое внимание уделялось индивидуальным беседам с детьми на темы: «Где зимуют звери?», «Наши добрые дела», «Тайны Жигулей» …
Слайд 12, 13
Закрепить знания о природе Жигулей помогли дидактические, настольно-печатные, подвижные игры, такие как: «Помоги леснику», «Раз, два, три – к березе беги», «Узнай, кто я», «Что означают эти знаки?», «Кто где живет?» и другие. Такие игры не только систематизируют и углубляют знания детей, но и способствуют развитию умения понимать инструкции и алгоритм действий, доводить начатое дело до конца устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 14, 15
В процессе сюжетно-ролевых игр «Лесник», «Путешествие по горам», «В лесу» ребята не только изучали родную природу, но и учились выслушивать друг друга, приходить к общему решению, отстаивать свою точку зрения в общении.
Слайд 16, 17
Особенно большое внимание при ознакомлении с заповедной природой уделялось изобразительным видам деятельности. Мы мастерили из природного материала «Цветочную поляну», «Сказочную птицу», «Животных леса».
Слайд 18, 19
Из детских рисунков была создана групповая Красная книга Жигулевского заповедника. В процессе создания коллективной аппликации «Как птицы готовятся к зиме», «Обитатели Волги» ребята не только закрепили знания о разнообразии волжской фауны, но и научились планировать этапы своей деятельности, использовать разнообразные способы преобразования. Совместная работа с родителями является основой формирования патриотических и нравственных чувств у детей.
Слайд 20, 21
Родителям было предложено провести экскурсию с детьми по Жигулевскому заповеднику, показать реку Волгу, Жигулевские горы. Для обогащения знаний родителей по данной теме предлагались к изучению статьи «Подземные кладовые Самарской области», «Поучимся у животных добру», был изготовлен плакат «Красная книга – сигнал опасности».
Слайд 22, 23
Было проведено родительское собрание «Край любимый мой, мы гордимся тобой» с показом выставки художественной и детской литературы о природе, детских творческих работ из различных материалов.
Слайд 24
Изготовлены аппликации «Растительный мир Самарского края», «Как птицы готовятся к зиме», «Обитатели Волги».
Слайд 25, 26
Плакат «Красная книга – сигнал опасности».
Слайд 27, 28
Наблюдение на участке детского сада за природой и насекомыми
Слайд 29, 30
Труд в природе
Слайд 31
Забота о птицах зимой
Слайд 32, 33, 34
Посев, уход, выращивание рассады овощей
Слайд 35, 36
Уход за комнатными растениями в уголке природы
Слайд 37
Подводя итоги работы, привели результаты диагностического исследования: 20% детей показали высокий уровень знаний о родном крае, а 75% – средний. У ребят появился интерес к изучению родной природы, они стали добрее, отзывчивее друг к другу, любознательнее.
Каждый педагог просто обязан передать воспитанникам то, что знает сам, наполнить жизнь детей, сделать их
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали ручьи, цвели цветы, летали бабочки и пели птицы.
Слайд 38
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!