Формирование связной речи у детей с ОНР

0
70

Кривошеева Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ детский сад №64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

 

Формирование связной речи у детей с ОНР  посредством использования многофункциональных дидактических пособий

В настоящее время, как показывают наблюдения психолого-педагогических исследований в коррекционной педагогике, возникла устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР — общим недоразвитием речи. Как отмечает В.П. Глухов, у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи [4, стр. 16].

 В формировании связной монологической речи просматривается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [5, стр. 175]. Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией [1, стр. 527].  Как показала практика, важнейшую роль в развитии связной речи у детей с ОНР играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Рассматривание картин, иллюстраций, схем, как считали С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский, способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания [3, стр. 239]. Практические действия с предметами, иллюстрациями, которые выполняет ребенок сам, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления.

Практический опыт показывает, что использование наглядных пособий в коррекционно-образовательной работе с детьми, облегчает работу по овладению дошкольниками связной речью. Рассказы и пересказы детей становятся более чёткими, развернутыми, связными и последовательными.  Несомненно, наглядность влияет и на развитее памяти, воображения, логического мышления [2, стр. 37]. Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. С этой целью, я решила создать использовать в своей работе над развитием связной речи у детей с ОНР, авторские многофункциональные наглядно-дидактические пособия «Учимся играя, растем познавая» и «Есть у природы четыре страницы, есть у погоды четыре сестрицы…». Данные пособия предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которые применимы как в группах компенсирующей направленности, так и в общеразвивающих группах. Наглядно-дидактическое пособие «Учимся играя, растем познавая» представляет собой 4 цветных полотна с изображением времен года, оборудованных элементами креплений. А также, разрезной материал по разным темам: «Деревья в разное время года», «Животные и их жилища», «Перелетные птицы», «Деятельность людей в разное время года», «Детские забавы», «Природные явления», «Растительный мир».

С обратной стороны разрезной материал имеет крепежный элемент, позволяющий держаться деталям на полотне, легко сниматься и перемещаться. Методическое пособие «Есть у природы четыре страницы, есть у погоды четыре сестрицы…» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В основе пособия — четыре времени года. Данный материал представляет собой набор из 28 карточек: 4 центральных с символическим изображением времен года, на остальных карточках предметные, сюжетные картинки, поздравительные открытки, относящиеся к праздникам одного из времен года. С обратной стороны каждой карточки есть порядковый номер и название.

Проблему развития связной речи детей дошкольного возраста невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Работа с родителями велась в двух направлениях: информативное просвещение, целью которого было просвещение и педагогизация родителей, в вопросах развития связной речи у детей с ОНР; обучающее просвещение, которое способствовало приобретению навыков использования наглядно-дидактических пособий. Для родителей были организованы мероприятия: «Круглый стол», «Мастер-класс по использованию дидактических игр на основе наглядно-дидактического пособия «Учимся играя, растем познавая», дни открытых дверей. «Круглый стол» оказался одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Предусматривались выступления родителей. Материалы выступлений специалистов, воспитателей, родителей помещались на информационный стенд для родителей. День открытых дверей, дал возможность педагогу предложить родителям варианты использования наглядно-дидактического пособия «Учимся играя, растем познавая» и методического пособия «Есть у природы четыре страницы, есть у погоды четыре сестрицы…», показать многофункциональность и простоту использования пособий в домашних условиях.

Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах организации образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной, в соответствии с программными требованиями.

При работе над формированием пространственно-временных представлений, которые нередко вызывают трудности у детей-логопатов, использовалось пособие «Учимся играя, растем познавая». Дидактическим материалом работы на данном этапе служили дидактические игры на основе пособия. Знакомство с темами: «Деревья в разное время года», «Перелетные птицы», «Деятельность людей в разное время года», «Детские забавы», «Природные явления» и предлагаемые дидактические игры, на основе пособия: «Когда это бывает?», «Что лишнее?», «Живая и неживая природа», «Природные явления», «Мир растений», «Животный мир в разное время года», «Кто где живет», «Назови перелетную птицу», «Перелет птиц» — позволили сформировать представление о сезонных изменениях в живой и неживой природе, развивают зрительную память и логическое мышление.

Дидактические и речевые игры на основе многофункционального пособия, способствовали закреплению глагольного словаря, притяжательных прилагательных, числительных, местоимений. Использование игр на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, способствовало закреплению грамматических навыков.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Составление описательных, сравнительных и творческих рассказов, используя пособие «Учимся играя, растем познавая», позволил решить задачи по развитию связной монологической речи детей. Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую определенному времени года, по своему замыслу, и составить по этой картинке рассказ. Это повышает его заинтересованность, стимулирует речевую активность и произвольное внимание.

В работе над формированием связной монологической речи детей, использовались карточки методического пособия «Есть у природы четыре страницы, есть у погоды четыре сестрицы…», которые являлись «картинками-подсказками», для составления описательных рассказов на материале пройденных лексических тем. В составлении рассказа могут принимать как один, так, и несколько участников. Участники игры выкладывают вокруг центральных карточек картинки по номерам, сопровождая рассказом. Так из мини-рассказов по каждой карточке получаются распространенные рассказы о всех временах года. Такой способ составления описательного рассказа помогает закреплению умения составлять рассказы по сюжетной и предметной картинке; совершенствованию навыка составления рассказов по серии картинок, соблюдая последовательность, точность и выразительность; формированию навыка составления распространенных предложений; совершенствование навыка правильного согласования слов в предложении.

Данные пособия применимы в области исследования и экспериментирования. В зависимости от поставленной цели некоторые карточки-схемы можно использовать в исследовательской деятельности для решения конкретных задач. Например, отправной точкой в исследовательской работе «Из каждой почки — зеленые листочки», использовали одну из карточек о весне. Наглядно-дидактическим материалом в экспериментально – исследовательской деятельности «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки» было пособие «Учимся играя, растем познавая».

Использование многофункциональных наглядно-дидактических пособий «Учимся играя, растем познавая» и «Есть у природы четыре страницы, есть у погоды четыре сестрицы…» дало положительный результат в работе над связной речью детей с ОНР. Дети стали более активны, в своих рассказах стали использовать образную речь, просматривается развитие сюжета. Лексический запас словаря стал достаточно объемным. Рассказы детей стали логичными и распространенными.

Список литературы

  1. Абобакирова О. Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. — №4. — 736 с.
  2. Агронович З.Е.Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – Спб., 2001. – 187 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2 — М.: Педагогика, 1982. 361с.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004. – 168 с.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. -М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с.

 

Материал из печатного сборника «Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь