Организация наблюдений на объектах экологической тропы

0
175

Михнева Валентина Николаевна
Чуева Ирина Ивановна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№ 25 «Сказка»
с. Морозово Губкинского района
Белгородской области

 

 

 

Реализация образовательной области «познавательное развитие» посредством организации наблюдений на объектах экологической тропы

 

Дошкольное детство – самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек в нем – часть природы.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Одним из элементов экологической культуры является экологические представления – представления о растениях, животных, человеке как представители живого в мире природы; представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды; представления о различных средах обитания; представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; представления о росте и размножении живых существ; взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах). Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является живая природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о живой природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Интересной и достаточно новой формой организации общения, познавательного взаимодействия детей с миром природы и формирования экологических представлений можно рассматривать экологическую тропу, которая представляет собой специфический маршрут в мир природы (как на территории дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами).

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут на природе, позволяющий решать образовательные задачи. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. На тропе дети учатся высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательный рассказ. Таким образом, познавая природу, у детей обогащается словарный запас. Воспитанники учатся выращивать растения, ухаживать за ними, осознают ценность жизни даже самого маленького насекомого. Учатся правилам поведения в природе, проявляют интерес к коллективной деятельности, воспитывается ответственное отношение к продуктам своего труда.

Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире, в процессе воспитательной работы на тропе, наблюдение красивых объектов пробуждает в детях стремление к художественно- творческой деятельности.

Таким образом, воспитательная работа на экологической тропе охватывает все образовательные области, что соответствует требованиям ФГОС.

Экологическая тропа нашего дошкольного учреждения создана на своей территории и представлена несколькими остановками или точками.

  1. Остановка «Рябина». Знакомим детей с рябиной – красной и черноплодной, развиваем познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках. Воспитываем бережное отношение к объектам живой природы. Дети учатся наблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке в зимнее время года, определяют название птиц по внешнему виду.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревом и кустарником в разные времена года;
  • сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;
  • проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев;
  • продуктивная деятельность: «Ветка рябины», «Прилетели свиристели», «Рябиновые бусы»
  • экологические акции: посадка деревьев, выращивание саженцев из семян;
  • экологический проект «Рябина и рябинка – это один вид растения?
  • дидактические игры: «Детки на ветке», «Что где растет».
  1. Остановка «Зеленая аптека». Знакомим воспитанников с лекарственными растениями нашей местности: ромашка, подорожник, календула, мята, мелисса, иссоп, эхинацея, одуванчик, ревень, полынь, валериана, зверобой, котовник, тимьян, мать-и-мачеха и др. Дети узнают о лечебных свойствах растений, учатся правильно собирать и хранить лекарственное сырьё. В зимнее время из заготовленного лекарственного сырья завариваем фиточай.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • наблюдения за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев;
  • сбор растений для фиточая;
  • рассматривание иллюстраций и поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений;
  • труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;
  • беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
  • дидактические игры: «Мы – растения», «Чем полезна», «Чей листочек», «Угадай, что лечить», «Угадай по запаху» и т.д.

3.Остановка «Еловый ряд». Уточняем представление о ели, её красоте: стройность, пирамидальная форма, зелёный наряд. Учим определять возраст ели по рядам ветвей. Проводим мини-опрос «Что лучше: живая ель или искусственная для встречи нового года»

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • сравнение их между собой: ствол, ветки, иглы, кора, плоды, семена;
  • проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, сравнение шишек весной и зимой, рисование;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (ароматерапия);
  • беседы «Ёлкины иголки», «С кем ель дружит»;
  • наблюдение «Кто зимой приходит к елке» (по следам на снегу), сравнение иголок елки с другими хвойными деревьями», «Как летает паучишка»;
  • дидактические игры: «Чьи следы», «Ёлкины загадки», «Найди и покорми зимующих птиц»;
  • продуктивная деятельность: «Ели большие и маленькие», «Не коли нас елочка веточкой мохнатой», «Нарядная елка», «Поделки из шишек»,
  • чтение экологических сказок: «Паучок», «Жила- была елочка».

4.Остановка «Альпинарий». Знакомим с растениями альпинария: очиток, молодило, алиссум, эхинацея, портулак, колокольчик, гвоздика, шнитт-лук, аквилегия, овсяница, барвинок, лук шалот, молочай, ирис, примула; взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце – свет, вода, тепло, почва), с насекомыми: бабочка, шмель, пчела; закрепляем правила поведения в природе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов;
  • рассматривание и наблюдение за ростом растений в альпинарии в разные времена года;
  • наблюдения за альпийской горкой, как о сообществе растений и насекомых, которые не могут жить друг без друга: «Знакомство с растениями гор и их особенностями», «Для чего нужна почва», «Знакомство с минералами», «Бабочки и мотыльки», «Тля и божья коровка»
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о насекомых;
  • игры: «Почему меня так назвали?», «Что растёт родном краю?», «Узнай растение». «Какие бывают растения?»;
  • продуктивная деятельность: «Цветущая клумба», «Божья коровка».
  1. Остановка «Липа». Развиваем познавательную активность детей в процессе формирования представлений о дереве – медоносе. Его внешнем виде, особенностях этого растения; о коре дерева и почему часто в русских народных сказках встречается липа. Обращаем внимание на то, что липа первая из всех деревьев на участке сбрасывает листву.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года (особое внимание на цветение);
  • сравнение с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена, рассматривание коры с помощью лупы;
  • проведение исследований: измерение толщины, высоты стволов деревьев;
  • дидактические игры: «Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок» «К названному дереву беги», «Следопыты», «Кто с кем дружит», «Если бы я был деревом»
  • выставки рисунков:«Чудо-дерево», «Цветущая липа», «Как весна украшает землю»
  1. Остановка «Кустарники». На этой точке высажены различные кустарники (сирень, облепиха, ирга, жасмин, смородина). Дети учатся отличать кустарники от деревьев, различать их по внешнему виду, запоминают название кустарников, знают лекарственные кустарники, чьи плоды используют для приготовления фиточая (смородина, жасмин).

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений;
  • беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов;
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о кустарниках и насекомых;
  • трудовой десант «Помоги растениям» (прореживание веток с помощью взрослых, посадка черенков);
  • дидактические игры: «Загадай и отгадай», «С какой ветки детки?», «Свари компот», «Съедобное-несъедобное»; «Детки на ветке»;
  • продуктивная деятельность: «Цветущий май», «Заготовки на зиму», «Витамины на ветках».
  1. Остановка «Водоём». Знакомим с растениями водоема (камыш, водоросли, кувшинки и т.д.), пресмыкающимися, земноводными, насекомыми; развиваем у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей). В водоем запустили карасей, лягушек. Это самая любимая и интересная точка для детей. Рядом с водоемом поставили макеты аиста, скамейку для наблюдений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за жизнью водоема в разные времена года;
  • беседы с детьми о водоеме, как о сообществе растений, насекомых, земноводных и птиц, которые не могут жить друг без друга;
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок;
  • беседы с детьми о полезных свойствах растений, влаголюбивые растения и деревья (ива);
  • рисование на свежем воздухе: «Ивушка плакучая», «Лягушки-квакушки» и др.
  • организация экспериментальной и поисковой деятельности: «Таяние льда в воде», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Тонет-плавает», «Почему лед на пруду трещит?» и др.
  • чтение экологических сказок: «Ивушка – ива», «Почему заплакала река?».
  1. Остановка «Берёза». Знакомим детей с символом России – березой, с ее характерными признаками. Их у нас несколько: разного возраста и разной толщиной ствола. Учим детей замечать изменения, происходящие с деревом в течении каждого времени года. Предлагаем высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветви. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • определение связи в сообществе растений (наросты на стволах деревьев, а также травянистые растения, растущие в березовой роще);
  • наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;
  • дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Узнай растение», «Найди дерево по семенам», «Осенние листочки» и др.
  • беседы: «Как растения готовятся к зиме», «Растения тоже плачут», «Иней и изморозь», «Куда прячутся насекомые», «деревья как люди»;
  • развлечения: «Русская красавица – березка», «Мы вокруг березки встали в хоровод», «Путешествие с березовым листиком»;
  • продуктивная деятельность: «Белая береза», «Золотая осень», «Первые листочки»;
  • игра-пантомима «Люди и деревья».

В результате организации наблюдений на объектах экологической тропы у дошкольников развивается познавательная активность, любознательность стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Таким образом, экологическая тропа представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве объектов живой природы, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания об окружающем мире.

Список литературы:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007, 489 с.
  2. Рыжова Н.А. Я и природа. – Москва, Линка-Пресс, 2001 г, 53с.
  3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – Москва, Владос, 2001, 67с.
  4. Шишкина В. А. Прогулки в природу. Москва, Просвещение, 2003, 110с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь