Галкина Светлана Викторовна
Скоробогатых Олеся Алексеевна
Дядяшева Галина Ивановна
Бушуева Ольга Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
В современном обществе, где есть проблемы с окружающей средой, вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складываются первые отношения к окружающему миру. Он получает эмоциональное впечатление о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется экологическое мышление, сознание и культура.
С.Н. Николаева утверждает, что влияние природы на малыша огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству. [5]
Л.А. Каменева акцентирует внимание на том, что природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. [2]
Цель, которая ставится перед педагогами по экологическому воспитанию – становление начал экологической культуры у детей. Развивая экологическое сознание, мышление, а также экологическую культуру у взрослых, воспитывающих детей, формируем ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Формирование экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО происходит через ознакомление с миром природы в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в формировании экологических знаний считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой и получения практического опыта. К таким формам взаимодействия относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и т.п.
Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух направлениях: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Знания, полученные на занятиях, помогают детям во время наблюдений сделать выводы, способствуют формированию безопасного поведения детей в природе.
Для экологического образования широко используются прогулки. Детей знакомят с сезонными изменениями в природе, со свойствами песка, воды, снега, а также наблюдают за насекомыми, животными и птицами.
На прогулках организуются игры с природными материалами, используя сказочных героев. Детям нравятся такие игры, в них они закрепляют уже имеющие знания.
Труд в природе – одна из форм работы с детьми. Этот вид деятельности способствует формированию правильного отношения к окружающему. Воспитанники приобретают необходимые навыки ухода за объектами, закрепляют на практике свои знания.
Чтобы установить связи между явлениями и предметами в младшем дошкольном возрасте организуются поисковые действия, так называемые опыты. В них уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствуют формированию у малышей познавательного интереса и развитию наблюдательности.
Также в работе используются развлечения и праздники. С помощью загадок, игр, художественной литературы и музыкальных произведений дети решают определенные экологические задачи, стараются помочь героям и получают положительный эмоциональный настрой.
Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводится экскурсиям – коллективному наблюдению. Педагоги помогают детям увидеть характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.
Повышению уровня познавательной активности способствуют беседы познавательного характера и проблемные ситуации, а также художественная литература, которая формирует у детей понятия о природе. Развивает у малышей творческие способности, воображение, фантазию.
Педагоги вместе с воспитанниками могут участвовать в экологических акциях таких как «Покормите птиц зимой», «Чистота залог здоровья» и т.п., которые помогают формировать экологическую культуру дошкольников.
Работа с дошкольниками по экологическому образованию не должна проходить без помощи и поддержки со стороны родителей. Их можно привлечь к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовать собрания и круглые столы, провести индивидуальные и групповые беседы, консультации, оформить информацию на стендах.
Такие формы работы демонстрируют родителям, какие знания необходимы детям для формирования основ экологической культуры и воспитания гармонично развитой личности.
В результате работы по формированию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста формируются:
- правильное отношение к объектам и явлениям природы;
- начало экологической культуры у детей;
- практические действия по охране природы;
- желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Экологические знания младших дошкольников становятся основой для экологического воспитания подрастающего поколения, формированию системы ценностей и отношению к природе.
Список литературы:
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников Т.В.Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.- С. 16-20.
- Каменева, Л.А. Методика экологического воспитания дошкольников /Л.А. Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева. – М.2009. – С.57
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников/ С.Н.Николаева. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.