Альтергот Оксана Петровна
Похвальнова Любовь Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»
Использование игровых технологий в развитии познавательных способностей дошкольников с ОВЗ
(нарушение зрения)
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения), на развитие его познавательной активности.
Вопрос о выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и методов образовательной работы с детьми с нарушением зрения является одной из центральных проблем воспитания и обучения в нашем детском саду.
Использование игровой деятельности как метода развивающего обучения в организации образовательной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения ведет к изменению позиции самого педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает дошкольникам приобретать универсальные культурные способы действий, помогающие им действовать во всех обстоятельствах жизни.
В свое время Гуровец Г.В. [3, с. 149] обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в работе с дошкольниками с нарушением зрения в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. «Основным достоинством игровых методов и приемов является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно» [2, с. 92].
Как успешно обучать дошкольников, чтобы у них не возникало трудностей в усвоения нового материала? Эту проблему можно смело решить через игру. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, воспитательные и образовательные задачи. Этому способствует позитивный эмоциональный фон игры. И самое главнее, что все игры обращены к главному участнику – ребенку.
Особая роль в познавательном развитии детей с нарушением зрения отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в развитии детей, выступая своеобразной формой образовательной деятельности.
У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, уровень познавательных способностей низкий. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания педагоги совместно с родителями воспитанников создали игровые развивающие панели, которые стали прекрасным дидактическим материалам для детей с нарушением зрения.
Игровые развивающие панели — это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательной деятельности, развитие всех основных психических функций, навыков общения, эмоционально – волевой сферы.
На панели закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме.
В ходе игры на панели дети развивали тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственное воображение, познавательный интерес, произвольное внимание, память и логическое мышление.
Коррекционная ширма (плетения шнурами, лентами, веревочками). Эта игра тренирует зрительные функции (прослеживания, фиксации, цветоразличения, зрительно-моторной координации). Ширма используется детьми для повышения чувства комфортности (возможности «уединиться» в ограниченном ширмой пространстве).
Перфорированные доски или развивающая панель (предметные и силуэтные изображения предметов на штырях, детали мозаики). Для детей создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Большой популярностью у детей пользуются игры – соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навыки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствовало активизации мыслительной деятельности, заставляют детей быть более четкими, собранными, быстрыми.
При ознакомлении детей со временем, проводятся дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».
На занятиях и в свободной деятельности с детьми проводятся так называемые игры сотрудничества: «Построй домик», «Сравни и запомни», «Хлопки», «Бабочки».
Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
В играх сотрудничества все побеждают, и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.
Игры без соперничества были предназначены как для работы с детьми, которые не имели проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывали сложности при общении со сверстниками и взрослыми. При помощи игр сотрудничества дети учатся оказанию помощи сверстникам, проявляют заботу о них.
Чтобы дети лучше запоминали и были активными на занятиях по конструированию, дошкольникам предлагалось пофантазировать: например – на что похожа геометрическая фигура, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, найти фигуру среди других, разбросанных или расположенных на магнитной доске.
Таким образом, использование инновационных игровых методов и форм в образовательной деятельности повлияло на эффективность работы по развитию познавательных способностей, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретали определенные знания, умения, навыки.
Педагоги и родители приобретают социальный опыт совместной деятельности и устанавливают отношения, основанные на чувстве общности и доверии, учатся сочетать собственные интересы и интересы других.
Список литературы:
- Головчиц, Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями зрения. Сборник игр для педагогов и родителей. /Под. Ред. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС» 2003.
- Головчиц, Л. А. Игра в жизни детей с ОВЗ/Под ред. Носковой Л.П. – М.2013-247с.
- Гуровец, Г.В. Ленок, Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология/ Гуровец, Г.В. Ленок, Я.Я. – М,: 2006 №2 – 412с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М:2015.
- Соколова, Н.Д. Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу коррекционная педагогика и специальная психология /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ГНОМ и Д., 2011.