Все о воде

0
1690

Попова Светлана Владимировна
Трефилова Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
Старооскольского городского округа 

Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта для детей 5-6 лет с задержкой психического развития: «Все о воде!»

 

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Потребность в новых впечатлениях и знаниях являются одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе психического развития детей. [3]

Дошкольники с ЗПР отличаются импульсивностью, легко отвлекаются, не замечают своих ошибок, «теряют» конечную задачу, затрудняются в последовательном выполнении интеллектуальных операций.

Детям с ЗПР для нормального созревания мозга необходимо достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе переработки разнообразной информации происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок – это вода. Она дает детям приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. [1]

В ходе экспериментирования ребенок начинает различать предметы по форме, цвету, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудия действия – происходит внешнее действие с предметами.

Рекламное сообщение     

Основная задача родителей и воспитателей поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для него условия.

Все отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются – требуется специально организованная работа. Главной усиленной социализацией ребенка в детском коллективе является умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность позволяет создавать у ребенка ресурсное состояние, формирующее положительный настрой на плодотворную деятельность. [2]

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы № 6 с ЗПР 5-6 лет детского сада «Золушка», родители, педагог группы.

Предмет исследования: свойства воды.

Проблема проекта: не сформированы представления о воде и ее свойствах. Для чего нужна вода?

Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. (вкус, цвет, запах, текучесть)
  • развивать речь детей, активизировать их словарь.
  • формировать представления о значении воды в жизни человека.

Этапы Проекта:

I этап – предварительный:

  • Выявление у детей имеющихся знаний о воде, степени заинтересованности их данной темой.
  • Определение проблемы, цели и задач проекта.
  • Разработать план реализации проекта.
  • Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте. (Сбор информации для создания творческой копилки со стихами и загадками)
  • Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике (иллюстрации, книги).
  • Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.
  • Разборка конспектов НОД.
  • Создание экспериментальной лаборатории в группе, подготовка необходимого оборудования для экспериментов.

II этап – познавательный (реализуется по блокам):

БлокСодержание работы в блоке с детьмиСовершенствование предметно-развивающейся среды
Беседы
  • «Для чего нужна вода?»
  • «Как она нам помогает?»
  • «Какую воду мы пьем?»
  • «Безопасное поведение с водой»
  • «Значение воды для человека»
Выставка иллюстраций, фотографий воды, иллюстрированных энциклопедий.
Игровая деятельностьДидактические игры и упражнения

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»;
  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»;
  • Дидактическое упражнение «Где же спряталась вода?»;
  • Игра-имитация «Вода в стакане»;
  • Игровое упражнение «Польем цветы на клумбе»;

Подвижные игры

  • Подвижная игра «Тучка и капельки»;
  • Пальчиковая гимнастика «Дождик дождик веселей»;
Выставка художественной литературы по теме: «Где же вода?»
Познавательное развитиеРассматривание энциклопедий, иллюстраций. Прослушивание шума водопада.
Чтение художественной литературы
  • Л. Люшина «Капелька»,
  • Э. Машковская «Капля и море», рассказ
  • Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели»;
  • Загадывание загадок о воде.
  • Стихи русских поэтов (Тютчев, Бунин, Майков).
  • Песенки и потешки.
Трудовые порученияОказание посильной помощи воспитателю в поливе и уходе за цветами. 

 

ООД. Художественно-эстетическое развитие
  • Рисование «Вода вода кругом вода».
  • Конструирование из бумаги «Кораблик».

 

 

Выставка детских работ. Рисунки, кораблики. Выставка фоторабот по опытно-исследовательской деятельности.

III этап – познавательно-практический:

Опыты-эксперименты:

  • «У воды нет запаха»,
  • «У воды нет вкуса»,
  • «Вода жидкая»,
  • «Вода прозрачная»,
  • «Животворное свойство воды».

IV этап – работа с родителями: оформление информационно-иллюстрированного альбома «Все о воде»

все о воде

Список литературы:

  1. Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность (начальная школа). – Волгоград, 2009.; Издательство: «Учитель».
  2. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград, 2011г.; Издательство: «Учитель»
  3. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. – СПб, 2013г.; Издательство: «Детство-ПРЕСС».

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь