Попова Светлана Владимировна
Трефилова Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
Старооскольского городского округа
Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта для детей 5-6 лет с задержкой психического развития: «Все о воде!»
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Потребность в новых впечатлениях и знаниях являются одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе психического развития детей. [3]
Дошкольники с ЗПР отличаются импульсивностью, легко отвлекаются, не замечают своих ошибок, «теряют» конечную задачу, затрудняются в последовательном выполнении интеллектуальных операций.
Детям с ЗПР для нормального созревания мозга необходимо достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе переработки разнообразной информации происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок – это вода. Она дает детям приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. [1]
В ходе экспериментирования ребенок начинает различать предметы по форме, цвету, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудия действия – происходит внешнее действие с предметами.
Основная задача родителей и воспитателей поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для него условия.
Все отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются – требуется специально организованная работа. Главной усиленной социализацией ребенка в детском коллективе является умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность позволяет создавать у ребенка ресурсное состояние, формирующее положительный настрой на плодотворную деятельность. [2]
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети группы № 6 с ЗПР 5-6 лет детского сада «Золушка», родители, педагог группы.
Предмет исследования: свойства воды.
Проблема проекта: не сформированы представления о воде и ее свойствах. Для чего нужна вода?
Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде, ее признаках и свойствах.
Задачи проекта:
- создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. (вкус, цвет, запах, текучесть)
- развивать речь детей, активизировать их словарь.
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Этапы Проекта:
I этап – предварительный:
- Выявление у детей имеющихся знаний о воде, степени заинтересованности их данной темой.
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Разработать план реализации проекта.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте. (Сбор информации для создания творческой копилки со стихами и загадками)
- Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике (иллюстрации, книги).
- Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.
- Разборка конспектов НОД.
- Создание экспериментальной лаборатории в группе, подготовка необходимого оборудования для экспериментов.
II этап – познавательный (реализуется по блокам):
Блок | Содержание работы в блоке с детьми | Совершенствование предметно-развивающейся среды |
Беседы |
|
Выставка иллюстраций, фотографий воды, иллюстрированных энциклопедий. |
Игровая деятельность | Дидактические игры и упражнения
Подвижные игры
|
Выставка художественной литературы по теме: «Где же вода?» |
Познавательное развитие | Рассматривание энциклопедий, иллюстраций. Прослушивание шума водопада. | |
Чтение художественной литературы |
|
|
Трудовые поручения | Оказание посильной помощи воспитателю в поливе и уходе за цветами. |
|
ООД. Художественно-эстетическое развитие |
|
Выставка детских работ. Рисунки, кораблики. Выставка фоторабот по опытно-исследовательской деятельности. |
III этап – познавательно-практический:
Опыты-эксперименты:
- «У воды нет запаха»,
- «У воды нет вкуса»,
- «Вода жидкая»,
- «Вода прозрачная»,
- «Животворное свойство воды».
IV этап – работа с родителями: оформление информационно-иллюстрированного альбома «Все о воде»
Список литературы:
- Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность (начальная школа). – Волгоград, 2009.; Издательство: «Учитель».
- Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград, 2011г.; Издательство: «Учитель»
- Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. – СПб, 2013г.; Издательство: «Детство-ПРЕСС».